Нашествие
Откуда взялось столько клещей, разбирался корреспондент «Ленты.ру»Фото: Юрий Смитюк / ТАССВам показалось, что клещей с каждым годом все больше? Вам не показалось! Три года назад по поводу укусов клещами в медицинские организации страны обратились 410 тысяч пострадавших, в позапрошлом году — 440 тысяч; а в прошлом — 530 тысяч человек. А сколько не обратились? Два миллиона? Три? Порядка 2000—3700 человек каждый год заражаются от этих паукообразных клещевым энцефалитом, 25-37 из них погибают. Немного? Не спешите вздыхать с облегчением. Случаев заражения болезнью Лайма (боррелиозом) выявляется до 9900 в год, а выявляется эта болезнь далеко не всегда. Всего же иксодовые клещи переносят 300 видов возбудителей болезней (человеку передаются не менее трех вирусных, 22 бактериальные и несколько протозойных инфекций) и заражают ими клещи, по некоторым данным, каждого двадцатого донора.
Почему численность клещей растет так стремительно; возможно ли уничтожить их совсем, как уберечься от клещей, что делать после укуса, чем опасно не обращаться в лабораторию, где ситуация хуже всего и чем обработать дачный участок — на все эти вопросы искала ответа «Лента.ру».
Как изюм из компота
— На майских мы привезли из-под Ржева лошадь, — о личном опыте общения с клещами рассказывает заместитель главного редактора «Ленты.ру» Петр Каменченко. — В Старицком районе Тверской области у меня еще от деда дом остался. Купили славного 11-месячного жеребенка. Поднял гриву, а там ужас! Сотни насосавшихся клещей, выглядят, как изюм из позавчерашнего компота! Позвонили знакомым лошадникам — говорят, везде то же самое и никакие репелленты не помогают, только вычесывать и выбирать руками… Решили сходить в соседнюю деревню в гости, оделись по науке: во все светлое, все заправили, зашнуровали, обрызгались химией… Прошли через заброшенное поле, смотрю, а у ребенка вверх по джинсам семь штук бегут, стряхнул. Метров через тридцать — еще пять штук… Я в этих местах все детство провел и тогда — в 1970-х — 1980-х — о клещах только рассказы слышал. А теперь что-то нереальное творится!
Вот еще пример. Мой знакомый купил щенка бурбуля и в начале июня вывез его на подмосковную дачу, где и оставил со старенькой мамой до следующих выходных. Побегать на воле. А когда вернулся, внутренние стороны подвесов ушей псины были покрыты гроздьями насосавшихся клещей так, что свободного места не осталось. Больше пес на дачу не поедет.
Лично я по выходным гуляю с псом в московском парке Серебряный бор. Невзирая на противоклещевой ошейник и обработку собаки специальным спреем, после каждой прогулки снимаю с него штук пять бегающих клещей и пару присосавшихся.Что случилось? Ведь пятнадцать лет назад в Московской и прилегающих областях иксодовые, или, как их чаще называют в народе, — энцефалитные, клещи были экзотикой, а про их укусы в городе вообще никто не слышал. А что творится в Костромской, Ярославской, Вологодской, Кировской, Пермской, Свердловской областях, Коми-Пермяцком автономном округе, Республике Марий Эл, Удмуртской Республике — исторически изобиловавших клещами? Не говоря уже о Томской области — абсолютном чемпионе по количеству клещей и переданных ими заболеваний? Ответ — ад.
В Томской области клещи и 20 лет назад нападали на людей вдвое чаще, чем где бы то ни было в России (тысяча заболевших болезнью Лайма в 1996 году), но в этом году число нападений, как минимум, утроились. По данным Роспотребнадзора Томской области, 4 мая 2016 года в пункты серопрофилактики с жалобами на укус клеща пришли 1902 человека. Для сравнения, в тот же день — 4 мая, но годом ранее — в те же медучреждения обратились всего 610 покусанных. И это не рекорд. 20 мая 2016 года в томские пункты профилактики обратились уже 4203 пострадавших от клещей. А представляете, что там происходит с собаками и лошадьми?
ДДТ
Точная причина нашествия клеща ученым неизвестна. Две рабочие версии проверки не выдержали. По мнению специалистов, на увеличение популяции иксодовых клещей никак не повлияли снижение интенсивности сельского хозяйства и соответственное прерывание регулярного внесения в экосистему минеральных удобрений, равно как и запрет на сжигание прошлогодней травы в полях и вокруг населенных пунктов.
При определенной температуре и влажности зловредные букашки проявляют такую выносливость и волю к победе, что и «чужим» из фильмов ужасов не снилось. Взрослый клещ может прожить в активном состоянии и без еды более девяти месяцев. Хотя стандартный жизненный цикл иксодид равняется минимум двум годам, в условиях отсутствия пищи или тепла клещи впадают в диапаузу и могут оставаться жизнеспособными до семи и даже 10 лет. Яйца и взрослые особи способны пережить и засуху, и зимние морозы.
Донорами для тварей на территории России служат более 200 видов диких животных, птицы, домашний скот, домашние животные и, гораздо реже, человек. В условиях диапаузы клещи практически неуязвимы для специальных противоклещевых ядов (акарицидов).
Изучать клещей непросто. В лабораторных условиях они проявляют обычно несвойственную им вялость, лишая правдоподобности исследования по эффекту воздействия средств защиты. Попытки создать специализированные бактериальные препараты, уничтожающие личинок клещей, закончились провалом. Самка клеща, насосавшаяся крови, откладывает тысячи яиц, каждое из которых, если сумеет пройти стадии личинки и нимфы, может превратиться во взрослую особь.
Единственным ядом, способным остановить клеща в масштабах области или страны, является дихлордифенилтрихлорэтан, более известный как дуст или ДДТ. 30 лет назад препарат был запрещен в большинстве стран мира, так как очень плохо разлагается и накапливается в растениях и организмах.
Возможно, именно отказ от обработки природных очагов размножения иксодовых клещей ДДТ и привел к сегодняшнему их нашествию.
Любопытный факт. В ЮАР ДДТ запретили позже других стран — в 1996 году. После этого заболеваемость малярией сразу выросла в 6,5 раз. В 2001 году Южная Африка отменила запрет на ДДТ, выбрав из двух зол меньшее.
Чем опасен кровосос
На земле более 50 тысяч видов клещей. Из них 713 видов иксодовых. Из них порядка 70 видов встречается в России. Все они вампиры, или «временные высокоспециализированные облигатные гематофаги». Все они могут быть переносчиками вирусов, риккетсий, бактерий, спирохет, трипаносом, филярий и пироплазмидов, способных вызвать у донора более 300 инфекционных и паразитарных заболеваний. Кроме того, в результате присасывания лесных и таежных иксодовых клещей часто развиваются смешанные инфекции, характерные более тяжелым течением заболевания.
Самый распространенный недуг, передающийся через укусы клещей, это боррелиоз, или болезнь Лайма. В половине случаев место укуса краснеет, пятно расширяется, достигая значительного размера в диаметре. В ряде случаев боррелиоз вначале протекает бессимптомно или маскируется под другие болезни, за что его называют невидимкой. На поздних стадиях заболевание приводит к поражению суставов, сердца и нервной системы. На домашних любимцев боррелиоз не распространяется.
Самые страшные для человека клещевые инфекции — энцефалит (за последний год заболеваемость в России увеличилась на 16 процентов) и крымская геморрагическая лихорадка (139 случаев заболевания в год).
Ну а наши лучшие друзья — собаки, если они маленькие, старые или ослабленные — запросто погибают от бабезиоза (пироплазмоза), разрушающего эритроциты крови. Статистики погибших от клещей собак, к сожалению, нет.
Все клещевые инфекции лечатся на ранних стадиях, а вот единственный способ не подхватить боррелиоз — это не допускать присасывания клеща.
Где пирует клещ
Клещи любят лиственный и смешанный лес с густой, в меру влажной подстилкой. В сухих хвойных лесах встречаются в десятки раз реже. Нет их и на болотах.
Начинают атаковать при 4-5 градусах тепла, во второй декаде апреля, и достигают пика активности в первой половине июня. Осенью наблюдается второй пик активности у некоторых видов.
— Вопреки распространенному мнению, клещи не падают с деревьев и не прыгают, — рассказывает старший научный сотрудник НИИ дезинфектологии Роспотребнадзора Ольга Германт. — Они охотятся с травы или с кустов. Охотятся и личинки, и нимфы, и взрослые особи, но к человеку присасываются в основном последние. Клещ залезает на травинку, тремя парами лап держится за нее, а передние лапы поднимает кверху, словно молится. На кончиках передних лап в наличии целый механизм для захвата жертвы: набор крючков и присосок. В выборе хозяина клещи совершенно не привередливы. Реагируют на тепло. Перебравшись на потенциального донора, клещи ползут вверх и пытаются найти укромное место. До момента присасывания проходит порядка 30 минут — это та фора, которая дается человеку, чтобы снять клеща. В опасных зонах необходимо постоянно делать взаимные и самостоятельные осмотры.
Воткнув хоботок, клещ начинает вводить в тело хозяина слюну. В слюне содержится целый арсенал средств: обезболивающее, разжижающее кровь, цементирующее вещество и так далее. В той же слюне могут содержаться и возбудители заболеваний. Чем дольше провисит на человеке клещ, чем больше введет слюны, тем больше риск подхватить вирус или паразита. Удалить клеща необходимо сразу же, как вы его заметили. Совершенно бесполезно использовать для этого масло, керосин, бензин, водку или уайт-спирит. Для удаления клещей продаются специальные приборчики: клещеверты и ручки лассо. С их помощью клещи «выкручиваются» из кожи, против часовой стрелки. Если подобного под рукой нет, необходимо сделать петлю из нитки, накинуть ее на хоботок клеща и вытащить внедренца посредством вытягивания и покачиваний из стороны в сторону. Даже просто оторвать клеща лучше, чем оставить его на теле.
Изъятого клеща ни в коем случае нельзя давить руками. Необходимо положить клеща в стеклянную емкость и доставить в ближайшую лабораторию по исследованию клещей, где членистоногое проверят на энцефалит, боррелий и так далее. Лучше всего доставить клеща живым.
Как спастись
Иксодовые клещи только условно боятся отпугивающих репеллентов. Если все же пользоваться репеллентами, надо смотреть, чтобы в них было не менее 25-30 процентов диэтилтолуамида (ДЭТА). Зато клещи очень боятся специальных ядов — акарицидов. Сложность в том, что наносить акарициды на кожу строго воспрещается. Их распыляют на одежду, вне жилых помещений. Обязательно соблюдение способа применения и мер безопасности, указанных на этикетке.
Можно также приобрести специальную одежду, уже обработанную акарицидным составом. Одежда должна быть светлой и однотонной, чтобы клещ на ней был заметен. Если вы собираетесь в зону активности клещей, брюки должны быть заправлены в носки, рубашка должна быть на молнии и заправлена в брюки, манжеты — прилегать к запястьям. Сквозь одежду клещ укусить не может. Правильная, обработанная акарицидным составом одежда дает стопроцентную гарантию от укуса клеща.
Если клещи появились на вашем дачном участке, их можно обработать специальным составом, и они исчезнут на месяц-полтора. Необходимо либо заказать профессиональную обработку территории акарицидами, либо провести такую обработку самостоятельно. НИИ дезинфектологии рекомендует такие средства, как «Альпицид», «Бриз 25% э. к.», «Гардекс Экстрим» (Gardex Extreme), «Концентрат для защиты территории от клещей», «МЕДИЛИС-ципер», «Клещевит супер» и «Цифокс». Способ обработки указан на этикетке-вкладыше (на сайте ФБУН НИИ дезинфектологии Роспотребнадзора приведена полная информация обо всех разрешенных для применения с данной целью средствах).
Вакцина существует только от клещевого вирусного энцефалита и туляремии.
Слабым, но все-таки утешением может послужить тот факт, что от иксодовых клещей и переносимых ими заболеваний страдает далеко не только Россия. Крайне серьезно эта проблема стоит в Канаде, Германии, Чехии, Китае, США и многих других странах.
- Вредные советы начинающим организаторам внедорожных соревнованийПредставим себе, что в вашу светлую, но наивную голову пришла мысль сделать соревнование! Отчего она вам пришла? Ну, тут есть варианты. Давайте рассмотрим в этой главе причины, которые могли бы побудить вас заняться организацией своего собственного соревнования!Одной из таких причин (как это случилось со мной) может стать недовольство проводимыми соревнованиями. Вам может не нравиться судейство, трассы, лично организаторы, да что угодно! И вот вы, весь такой нестандартный инновационный задумываете провести ЕГО! Соревнование с большой буквы С! Хочу сразу предупредить, — сначала получится с большой буквы Г, но я забегаю вперед... Продолжение и источник этих вредных советов.Ё-моё, как хорошо описано всё, что мы пережили организовывая турслёты, чемпионаты, гонки 🙂 Но всё равно мы с дистанции не сойдём.
- Ну да ладно, за престиж. разве черта не простишь
Вчерашняя «футбольная» карикатура РИА: плюгавый валлиец против нашего медведя.
Из твиттера неугомонного Эрнеста Макаренко: Очевидно, что Уэльс сегодня будет нами уничтожен. Хотя, население этой страны меньше Московского. Даже неловко их обыгрывать. viaСамый неправильный вывод из игры российской сборной по футболу – давайте решать эту проблему деньгами. Их звезды получают больше наших, значит мы должны покупать мировых звезд и платить нашим игрокам еще больше. Конкуренция, дескать.Зарплаты игроков сборной России по футболу:
Кокорин — 5 млн € в год (31 250 000 ₽ в месяц)
Дзюба — 3,6 млн € ( 22 500 000)
Шатов — 2,5 млн € (15 625 000)
Акинфеев — 2,5 млн € (15 625 000)
Игнашевич 2,3 млн € (14 375 000)
Смольников 2,2 млн € (13 750 000)
Комбаров 2 млн € (12 500 000)
Березуцкие по 1,9 млн € (12 033 000)
Глушаков 1,8 млн € (11 250 000)
Мамаев 1,6 млн € ( 10 000 000)Но дело не в деньгах. Футбол – это частный случай самого института профессионального спорта в России. Который существует на наши деньги. Все крупные государственные корпорации в стране обложены принудительным спортивным налогом. Это вы платите Кокорину по тридцать миллионов рублей в месяц. Профессиональный спорт – это «белый слон», разоряющий страну. Каждый губернатор считает своим долгом поддерживать из городского бюджета какую-нибудь местную хоккейную или волейбольную команду, вместо того, чтобы строить дороги или поддерживать здравоохранение. И кичится этой командой перед другими губернаторами.Повторю еще раз – государство должно отказаться от поддержки профессионального спорта вообще. Спортивное воспитание детей, поддержка массового спорта – да. А все остальное – сами. Нужно ликвидировать огромную армию спортивных чиновников, паразитирующих на профессиональном спорте и толкающих спортсменов на употребление допинга под девизом «Стране нужны медали». Не нужны стране такие медали. Профессиональный спорт должен сам искать для себя деньги. Пусть работают со спонсорами, производителями спортивной одежды и инвентаря и пр. Когда стране не хватает хлеба, аморально пускать миллиарды на зрелища.Процитирую Невзорова: «Как стало, наконец, понятно всем, побеждает в этой забаве тот, кто способен кинуть в олимпийский огонь наибольшее количество детских суставов, позвоночников, менисков, оторванных связок, извилин мозга и мочевых пузырей. Поясню. По общеизвестной статистике, чтобы воспитать парочку чемпионов, надо в разной степени тяжело искалечить около 100 тыс. детей и подростков, изуродовав им тренировками суставы и внутренние органы и нанеся существенный ущерб их интеллектуальному развитию. Возможно, кто-то один относительно уцелеет, приобретет навыки, выполнит нормативы, получит медаль и уже потом инвалидизируется. (Статистическая вероятность — один из 55-70 тыс.) То есть за десять анодированных кружочков золотого цвета с ленточками надо заплатить полумиллионом инвалидов и дураков. Как известно, плохой спортсмен разваливается до медали, а хороший — после её получения. Вот и вся разница. Все дело в количестве халявных суставов и позвонков, которые спорткомитет той или иной страны может бросить в олимпийскую топку. Как и следовало ожидать, расходных суставов и позвоночников у китайцев оказалось больше. Учитывая, что основная специализация всякого спорта — это производство инвалидов, а всё остальное, включая факельно-знаменный пафос и возможность напиваться на трибунах, — вторично, Россия ещё легко отделалась. И даже осталась на высоте, показав миру, что ненужных детей, которых можно было бы отварить на олимпийском огне, у нас всё-таки поменьше, чем в Китае».Что произойдет с отечественным футболом, если его перестанет финансировать государство? Да тоже самое, что произойдет, когда государство перестанет финансировать РПЦ. Останутся только те, кто действительно любит и верит – любит футбол и верит в Бога. Схлынет вся пена. В стране останется несколько футбольных команд и несколько сотен храмов. А потом начнется выздоровление. Люди научатся искать деньги на свое дорогостоящее хобби – строительство стадионов и храмов. Если все такие суперболельщики и настоящие верующие – это пойдет им только на пользу. Сами. Все сами.
В целом я с автором согласен, у профессионального спорта в наших реалиях слишком большие аппетиты. Источник.
Комментариев нет