Часть 1. Как попасть в Южную Осетию? Формальности и впечатления.
Задумывался поход 2010 года из двух частей: 1 часть – посещение Кельского плато, со стороны Южной Осетии, 2 часть – восхождение на Казбек (5033 м) со стороны Северной Осетии.
По первой части перед нами стоял вопрос: можем ли мы, граждане Республики Беларусь попасть в Южную Осетию? Задали вопросы через сайты президента Южной Осетии и посольство Южной Осетии в Москве. Ответ был от помощника президента, нас направили к ген. директору ГУП «Управление туризма «Южная Осетия» Элеоноре Христофоровне Бедоевой. Вот её номер телефона: +79284803455. По телефону мы не общались, вели переписку. Контакты здесь. Первоначально нам предлагали полный комплект услуг: встретить, обеспечить снаряжением и гидом. Нам это было не нужно, отказались. Нас заверили, что проблем с белорусским паспортом, при пересечении границы не будет. Прислали приглашение. За три недели до похода напомнили, что «Вы должны зарегистрироваться и сообщить в МЧСРЮО о своём маршруте за 10 дней».
Вот это и было моей головной болью, ведь контактов с МЧСРЮО найти не удалось.
Так и поехали. Наш давний партнёр, Руслан Дзодзиев организовал машину от поезда в Пятигорске до РЮО. Но и он не смог найти контактов с МЧС РЮО!
Приехали на погранпереход Нижний Заромаг. В процессе всех телефонных переговоров нарисовалась необходимость ехать в Цхинвал в МЧС и к пограничникам. Едем.
По погранпереходу: переход Нижний Заромаг – автомобильный, т.е. границу, можно пересечь ТОЛЬКО на авто. И до Рокского тоннеля, двигаться тоже только на авто. Пешком там передвижение запрещено!
В 2008 году, за неделю до войны 08.08.08 мы проходили через этот переход в долину реки Закка. Воспоминания не очень хорошие: пограничные офицеры бились в истерике, увидев белорусские паспорта и услышав просьбу не оформлять выезд из РФ. Мы то из РФ не планировали выходить, мы хотели пройти долину реки, пройти перевал Закка и уйти на перевал Дзамараш. Но нам поставили выезд. Так, что перевал Закка мы посетили радиально и вернулись на переход за штампом на въезд в РФ.
В этот раз всё было «спокойно»: увидели пограничники белорусские паспорта, собрали их (паспорта) все вместе и повели нас под присмотром красивой девушки в форме в здание перехода. Группу посадили в досмотровую камеру, меня на допрос к какому-то лейтенанту. Вопросы дурацкие: «куда, зачем, цели, Вы только вулканами интересуетесь, сколько лет Вы ими интересуетесь?». Но всё кончилось достаточно быстро, через 10 минут паспорта вернули и мы поехали в Цхинвал.
Длина Рокского тоннеля 4 км. Выезжаешь из него уже в Закавказье. Первые впечатления – стройка. Сразу за тоннелем строят новые галереи, поток машин идёт в РЮО гружёный стройматериалами. Запоминающиеся виды серпантина, придорожных надписей и старых домов с высокими крышами. Как в Карпатах, т.е. зимой снега много. Растительность заметно зеленее, чем за ГКХ, на севере.
В Цхинвале неожиданно много следов войны. На въезде в город с севера, грузинские кварталы уничтожены полностью – все дома сожжены и разрушены. На этих развалинах уже обозначились новые хозяева и надписи – «занято».
В городе, похоже, нет ни одного дома без следов пуль и осколков (за исключением вновь отстроенных). Много выгоревших строений. Даже танковую башню в административном центре города не спешат убирать.
Нашли МЧС. Т.к. мы до них доехали в 17:30 – мы никому не нужны. Дежурные смутно слышали о группе туристов из Беларуси, но как регистрировать – не знают. Попытки дозвониться до ответственной за это дело Гаузаевой Ларисы Николаевны ни к чему не привели – мобильный и домашний не отвечали. Вот её рабочие телефоны: 8-929-804-04-95; 8-928-066-46-00, может, кому пригодиться.
Стоит отметить, что мой телефон с роумингом в РЮО не работал, т.к. в РЮО какой-то странный филиал Мегафона. Плюс улицы переименованы – наш водитель уроженец Цхинвала, переспрашивал у местных что, где и куда.
Раз не получается с МЧС, едем искать пограничников. Ориентир – танковая башня, она в начале улицы Миротворцев. Находим пограничное управление в РЮО. Иду, сдаюсь на КПП. Просят паспорт, через некоторое время дежурный по части ведёт к командиру(!) – полковнику Кузнецову Андрею Александровичу.
Полковник встречает в своём кабинете, рассказывает, что из управления туризма информация о нас поступала, Вы первая группа иностранцев в РЮО, пограничники готовы, нам не надо волноваться. Мы не волнуемся, но просим выдать пропуск. Получаем мягкий отказ – задачи поставлены, о Вас знают. На плато пошла группа юго-осетинских туристов и пограничников. Удачи. Карта РЮО у него в кабинете шикарная, уже с названиями в осетинской транскрипции.
Ну, раз о нас, предупреждены, уезжаем обратно вверх в долину Ермандона. Без факта регистрации в МЧС и без документов от пограничников. Совершили такой познавательный вояж в Цхинвал.
Доезжаем до съезда с Транскама, асфальт сразу закончился. Но наш главный водитель Мэлс (для недогадливых – Марс-Энгельс-Ленин-Сталин) сказал: «довезем докуда пройдёт Газель». Газель прошла за погранзаставу за селением Згубир. На заставе встретил дежурный, подтвердил, что о нас знают и ждут. Переписали паспортные данные. Все формальности.
Над заставой, за мостом мы и ночевали. Место удачное – площадка, вода рядом. Как показал следующий день – дальше и ехать не стоило. До селения Едиса удачных площадок с водой у дороги не видели.
Михаил Радивончик
tk.orientir@gmail.com
Комментариев нет