Обзор снегоступов IG-2 и опыт использования их (снегоступов) в походе.
В феврале 2010 мы сходили в поход, который изначально планировался как лыжно-снегоступный. Были закуплены снегоступы IG-2 у компании «ПИК» в Киеве.
Из-за природных коллизий поход получился полностью снегоступным.
Итак, что мы имели на старте: снегоступы модели IG-2.
Характеристики:
Размер: 23 х 77 см.
Вес пары: 1,9 кг.
Расчетный вес: 70-120 кг.
Крепление: универсальная форма «лаптя» для обуви любого размера. Примечание: снегоступы IG-2 предназначены для экспедиций и туризма. Каждый снегоступ имеет две металлических “кошки” для ходьбы по снегу с коркой льда. Сильно загнутая передняя часть снегоступа позволяет более комфортно ходить по склону. Гарантия 1 год (данные производителя).
Моя пара весит 1,65 кг, размеры совпадают с заявленными.
По материалам девайс производит, скажем так, приличное впечатление. Надёжный каркас, надёжный материал. Сделано всё аккуратно и хорошо. Сделано по «мотивам» аналога из Америки. Аналог нам показали, но как звали аналог – не помню, да и не так это важно.
Мы покупали 6 пар, пять пар были изготовлены ранее, шестую доделывали под наш заказ. Отличия: на ранних в качестве заклёпок использовали кнопки и использовалась тесьма в пластике (под грузовой площадкой). На последней паре все заклепки уже так называемые «заклёпки вытяжные».
Сомнения вызывала «лаптя» и способ фиксации ноги, а именно две вещи:
- Шнурок и стопор. Шнурок изначально был вставлен производителем рыхлый, я рекомендовал его заменить сразу. Но сам рекомендацию не выполнил. Менял в походе. Шнурок набрал воды, превратился в проволоку, на которой стопор уже и не работал. Методы лечения: ставим плотный шнурок, стопор оставляем по вкусу, фиксируем ногу, завязывая узлы.
- Пряжка-трехщелёвка и тесьма. Размеры ног у всех разные. Мне тесьмы не хватало на обхват ноги и надёжную, с запасом по длине, фиксацию в пряжке. Что делал: ещё дома укоротил и дошил аналогичной по фактуре тесьмой. Что получилось: тесьму при креплении в пряжке надо было подбирать максимально плотную и туго входящую в пряжку. У меня тесьма этим требования не соответствовала и разбалтывалась в пряжке. Как следствие, снегоступ слетал с ноги, всегда в самое «нужное» время. Что опять делал: шнурком (см. пункт выше) фиксировал свободный хвост тесьмы, выходящий из пряжки. Получалось уже надёжно.
Как в них (снегоступах) ходилось? Хорошо. Категорично заявляю: на снегоступах по пересеченке передвигаться комфортней и интересней, чем на лыжах. Плюс подлипа нет.
По рыхлому снегу двигаться достаточно комфортно. Снегоступы у всей группы были одного размера, и становилась заметна разница в весе участников. Массивные участники шли медленней, тропили глубже. И даже когда шли последними, то тропили ещё глубже!
Хуже передвигаться по снегу, лежащему на зарослях стланика. Проваливались, и иногда глубоко, но выбираться значительно проще, чем на лыжах, т.к. снегоступы короче и прочнее лыж.
По плотному насту и фирну вообще ходить одно удовольствие – кошка и подпятник работают надёжно.
По кустарникам, завалам ходить просто – прочности снегоступов хватает. При перешагивании через брёвна работает кошка.
Но пришлось учиться в первый-второй день ходить вверх по склону. Суть в чем — надо было просто поверить в те небольшие кошки на снегоступах и по-честному нагружать их. Не забывая затягивать шнурки и пряжки. А иначе возникали пробки и завалы участников.
Возникали ли проблемы в походе? Возникали – у Лёши открутились гаечки, и снегоступ и «лаптя» разделились. Кошку он успел выловить в снегу. Закрутили и пережали болты на всех снегоступах. Возможно, на будущее надо стопорить гайки лаком или механически, т.к. при ежедневных осмотрах обнаруживались гайки при «попытках к бегству».
Какие итоги эксплуатации? После похода снегоступы внимательно осмотрели и оценили. Рамы целые, ПВХ целое (царапины не в счёт). Мелкие повреждения ПВХ у меня около «лапти». Ну, это из-за моего, наибольшего в группе, веса. Ещё потрепалась стропа под грузовой площадкой – она у меня не в пластике. На этой, вроде мелкой, бахроме намерзали сосульки, которые меня сильно раздражали. Ещё, опять-таки у меня, отклеились по два элемента усиления на каждом снегоступе. Выше грузовой стропы. Они видны на последнем фото. Но их отсутствие никак (может, пока) не сказалось. Больше повреждений не было.
Выводы: снегоступы можно и нужно применять. Заменят они ли лыжи? Смотря, где планируется поход. По более-менее плоской и открытой равнине перемещаться проще наверняка на лыжах. Но в Карпатах, при прохождении лесистых склонов, траверсировании хребтов, проще и быстрее передвигаться всё-таки на снегоступах.
По площади снегоступов. Вес участников группы варьировался от 65 до 99,99 кг. Плюс одежда, плюс рюкзак. Для большинства участников площадь снегоступов обеспечивала комфортное хождение. Массивным участникам, как было выше замечено, приходилось тропить глубже. По-видимому, для таких случаев у «буржуйских» производителей есть снегоступы в 36 дюймов (91,44 см), но у компании ПИК таких нет. Возможно, пока. А в целом модель IG-2 годится для походов.
Но лыжи в следующем сезоне я опять возьму на прицеп. Покататься тоже хочется.
Михаил Радивончик tk.orientir@gmail.com
Комментариев нет