Кратко об июньском восхождении на западную вершину Эльбруса, высшую точку России. Иногда, когда Центральный Кавказ относят к Европе, Эльбрус считают высшей точкой Европы. Высота справочная — 5642 метра, измеренная GPS – 5652 метра.
AAF95D6DE5C8-80

Эльбрус с приюта 11

 С 13 по 21 июня 2012 года был совершён выезд на Центральный Кавказ в Кабардино-Балкарию. Команда была немногочисленна – я, Михаил Радивончик и Екатерина Чернышова. 
 Цель ставилась «несложная» — подняться на Эльбрус. В планах был подъём по Ачкерьякольскому лавовому потоку.
  
 Первая решаемая по ходу задача: пропуска в погранзону. Рассказывать, как мы едва не потеряли кучу времени долго, перейду сразу к выводам: если собираетесь на Эльбрус, вам пропуска не нужны. Фотосвидетельство ниже.
 
DF8019E33298-80

Погранзоны в Приэльбрусье

 
 Вторая задача: транспорт. Т.к. на Кавказ мы ехали не в сезон (поезд Минск -Кисловодск), билеты были куплены легко, брали билеты из Жлобина, и попали в прицепной вагон №30 Могилёв-Кисловодск (и туда и обратно). И случилось страшное чудо: это был вагон с работающим кондиционером и холодильником. И надо сказать это очень приятно и удобно :). Так что летайте вагонами из Могилёва!
  
 Третье и основное – Эльбрус. В день приезда убедились в отсутствии необходимости иметь пропуск в погранзону, заехали в Терскол, зарегистрировались в МЧС. Переехали на рейсовом автобусе в посёлок Эльбрус и поднялись к нарзану. Задачи, ставившиеся на день, были выполнены, НО! Моё первое впечатление: туристов ещё нет. Нет людей, нет следов, ещё не сезон.
  

 День второй: спокойно топаем вверх по тропе к перевалу Ирикчат. Необычный день для Кавказа – облака мы увидели только перед закатом, а так синее небо, жарко, ветер еле щевелиться. Во второй половине дня сбились на переходы по 30 минут из-за жары. Но благополучно добрались до травянистых площадок под моренами.

75DAACCC9AF9-80

Тропой к Эльбрусу

6CD617732F2F-80

Под взглядом Ушбы


53F7A6ABFDFD-80

Июньские цветы


7DC8B52C90C2-80

Контроль с воздуха


8A6B26CF2518-80

Перевал Ирикчат 

 День третий: за 3,1 перехода выходим на перевал. Переменная облачность. К обеду поморосил дождик. Ветрено. Через Эльбрус с юга перекатываются облака. В туре записка от 4 мая:
  

  

BA2B1D3F3F02-80

Кто вы, лоси?

  
 Людей нет, фирн по направлению к лавовому потоку ещё никто не тропил. Окончательно решаем – ночуем на перевале для акклиматизации, подниматься будем через Приют-11. На гребне перевала установили палатку, осмотрели перевал, восточный склон Эльбруса, разорванный  Ачкерьякольским лавовым потоком, снежное плато Джикаугенкёз.
  
440D5973054F-80

Долина с перевала Ирикчат


D6F78D570A5A-80

Лавовый поток


9770EA0E600E-80

На перевале Ирикчат


3BCE15C186CA-80

Снежное плато Джикаугенкёз с перевала

  
 День четвертый: Уходим вниз. Эльбрус как специально безукоризненно безоблачен, фотографируемся с ним на память. По пути подкармливаем пасущихся на альпийских лугах лошадок сухарями. Обедаем уже в лесу. Тут, наконец, увидели братьев по разуму: русский гид «выгуливал» троих иностранцев. Общения не получилось, гид спешил и торопил свою отару, единственное русское слово в лексиконе иностранцев «спасибо» было сказано сразу. С верха тропы увидели над нарзаном убегающих иностранцев и ещё людей с рюкзаками! Повалило! Спускаемся, а людей нет! Был у нас когда-то печальный опыт, заглядываю за перегиб и точно – группа пытается коровьей тропой пройти вдоль реки. Окликнул, указал криворожцам (группа из Кривого Рога) путь под белые столбы. В планах у них был выход на Приют-11. Не встречались. Ау!
  
FD8E210F7485-80

С Эльбрусом за спиной


DD13711B748A-80

Кормление кавказского коня

  
 День пятый: Переехали из поселка Эльбрус в Азау. По привычке направился к старой канатке, хотя высадились из такси в десяти метрах от новой. Разочарование: старьё страшное и ужасное. Из окон смотреть трудно – всё исцарапано, Катя умудряется снимать через дыры в окнах и открытую форточку. Но 400 рублей без кресельной части. Пересадка на Кругозоре, добрались до Мира. Как оно (оборудование канатки) такое заброшенное и неухоженное работает? Совет всем – не жадничайте, поднимайтесь на новой канатке.
 Вверху заметно свежее, скажем даже морознее, отдыхающие снизу уже смотрят на нас, экипированных с завистью (внизу смотрели насмешливо-снисходительно). Топаем вверх по ратрак – дороге. На солнце жарко, на ветру холодно. Ветер натягивает туман. Утеплились. За 3 часа вышли к приюту. И какая встреча – Андрей Шушаро на приюте! Два года назад мы вместе поднимались на Казбек. Какая она маленькая Земля! Команда в приюте подобралась интересная: Андрей работает гидом у Вовы и Алексея из Ржева. Два Александра из Киришей. Были немцы, словаки, ещё ставропольцы. Готовимся к старту на вершину, контрольный выход на улицу в 1:00 ночи.
  
4BBB6BB11EAF-80

Над бочками

 День шестой: выход в 1:00 показал – надо спать, ветер сбивает с ног. Спим, день бездельничаем, научили парней играть в кости. Контрольный выход на улицу в 1:00 ночи.

 День седьмой: выход в 1:00 ночи показал – надо спать, ветер сбивает с ног. Хотя в разрывах видно больше неба. В 7:30 Александры взбудоражили всех своим решение идти вверх. Над Эльбрусом действительно ясно, но ветренно. Уходят. Мы решаем размяться – пройтись по направлению к скалам Пастухова в пределах одного часа. Размялись. Вернулись в приют. Пришли два Александра – они сходили на вершину, но по вершине ползали, из-за ветра. Молодцы. Убегают вниз, у них сегодня был последний день для подъёма, иначе на работу из отпуска не успевают. У нас – завтра. Обмениваемся контактами, пожеланиями удачи. К вечеру на приют подошёл молчаливый финский эстонец Янек.

E1342F532936-80

Приют 11


8A5C3237C8C2-80

Скалы спасателей


1D12913CC4AA-80

На разминке


E425A1F65573-80

Возвращение Александров


0FFF52FDEF9C-80

Завтра вверх

  
 День восьмой: выход в 1:00 ночи показал – хватит спать, надо собираться. Мандраж присутствует. Вываливаем из приюта наружу, стали на кошки, выходим, при свете фонариков двинулись к вешкам. Янек уходит своим темпом вверх. Ориентируемся по нему, у него мощный фонарь. Днем по маркированной тропе гулять просто (весь путь к вершине отмаркирован пластиковыми вешками с флажками), а ночью их не так то просто увидеть. Ориентируемся больше на следы на фирне. Морозно. Темень сменяется светом по всему склону – нас догоняет и обгоняет ратрак. Разгружается под скалами Пастухова. Мы уже поймали свой темп, потихоньку настигаем «халявщиков» и обгоняем их. Понемногу светлеет, появился ветер, как и положено дует в лицо. Так и дул зараза весь подъём :).

BC7A44A5C49F-80

Рассвет над склонами


7D8C9E53286E-80

Выход на седловину

 На подъем в тот день, вышло около 25 человек. Постепенно цепочка восходителей вытягивается. С Янеком сначала идём впереди, но и Янек потихоньку отстаёт. Выхожу на седловину, думал подождать своих – ветер выдувает силы. Решаю идти дальше. С первой трети подъема оглядываюсь – вроде наши подходят. Надо заметить, что эти 300 метров набора дались наиболее тяжело. Перегиб склона и встреча: три немца, встреченные на приюте, топают навстречу. Уже с вершины. Вот кого не догнал! Вижу уже вершину, на вершинном плато она смотрится вершинкой, поднялся. GPS показал 5652 метра. Из вершинных впечатлений – сильный пронизывающий ветер (достал) и ослепительное холодное Солнце. Немного пофотографировал. Вид на север изумительный. Подходит Катя. Спускаюсь с вершины, пытаюсь найти место без ветра. Тщетно. Утеплился. Подходит Катя, пытаемся перекусить, но ни сухофрукты, ни шоколад в рот нелезут. Горняшка! Начинаем спуск. На перегибе (место встречи!) встречаем Андрея с Лёшей и Вовой. Вова выглядит кисло. Обещаем подождать на седловине. Чуть ниже тяжело шагает Янек.

DC8D87AB6454-80

На вершине


FD05CED5F50C-80

Вид на север


B02C4024F85B-80

Вид на север — 2


1956C16E1988-80

Восточная вершина


F47981B67543-80

Итоги подъема


2863E6C8D042-80

Наш путь

  
 На седловине сидим на сорванной и занесённой снегом крыше приюта. Подмерзаем. Подошли ребята. Забираю у Вовы всю его фототехнику. Пошли вниз.
 Обратная дорога была не самой простой, уже начинает накапливаться усталость, хочется быстрее, а куда там. Пролетел вертолёт, без опознавательных знаков, красиво им, пилотам. 
 Пришли на приют, отпились чаю, перекусили, подъем и спуск на вершину занял 11 часов, собираемся «бежать» вниз на канатку. Пришёл Янек, достал к чаю «Vana Tallinn» и … Я с трудом вышел из приюта :). Но солнце, ветер, разбитая ратраковая дорога и к канатке пришли трезвые. И успели спустится вниз в Терскол последним вагончиком.
 Андрей с ребятами зовут в отель, соглашаемся. Роскошный ужин, еле разошлись спать.
 Утром сборы, пакуем рюкзаки, грузимся в машину, ищем свитера с Эльбрусом и в Пятигорск. Ребята пока, до следующей горы!
 
Наблюдения и выводы: Приэльбрусье произвело приятное впечатление. Появилось ощущение порядка. Терскол похорошел, исчезли кучи мусора, появились новые яркие здания, у МЧС новый транспортёр и пятиэтажное здание.
 
BA3406C07A58-80

Терскол


9002C7E37F2B-80

На МЧСовском транспорте

  

 Ну и прикольная статуя из Пятигорска: «привет Остап!»

163E7CEA1A16-80

У Остапа

 

 Михаил Радивончик