Грузия, Сванетия – 2016. Душевно и тяжело.
Идея и задачи похода: посещение Сванетии, прохождение перевалов под ГКХ и выяснение, мимо чего мы в 2014 году промахнулись.
Состав по ряду обстоятельств собрался такой:
Радивончик Михаил Петрович, г. Мозырь, руководитель;
Матюнин Александр Иванович, г. Мозырь, ремонтник;
Матюнина Светлана Васильевна, счастливый участник, но медик;
Лузан Татьяна Александровна, завхоз
Дата вылета в Тбилиси – 27.06.2016 в 22.50, рейс В2 735
Дата вылета из Тбилиси – 12.07.2016 в 03.45, рейс В2 736
Стоимость билета – 210 Евро ТУДА-ОБРАТНО, авиакомпания БЕЛАВИА.
Билеты ещё в марте стоили 160$, но мы тянули, брать дешёвку не спешили и покупали билеты 12 июня. Выкупить 11 июня не удалось, т.к. по карточке были ограничения на расчёт в интернете, пришлось ехать в Гомель. Так вот, билеты за ночь с 11 на 12 июня подорожали на 400 тысяч каждый! Не повторяйте наших ошибок – покупайте билеты заранее!
Планы по походной части были следующие: с.Местиа – с.Жабеши (Маджвдиери) – хр.Загари – д.р. Адишчала – д.р. Тюбмашар — подход под перевал Рокуэлла Кента — Перевал Рокуэлла Кента 1Б (3500м, лед. -ос.) – ледник Нагеб – д.р. Мульхра (вариант: перевал Новичков 1Б (3500м, лед. -ос.) -лед. Безымянный) – лед. Цаннер – перевал Семи 2А (3850м,сн. -лед.) – лед. Китлод – перевал МАДИ (2А, 3500 м) выход к леднику Дзинал (вариант – выход к слияние долин ледников Китлод и Тот) — перевал Башиль 1Б (3450м, сн.) – ледник Лекзыр (слияние ветвей) – д.р. Местиачала – радиально: ледник Чалаат (осмотр Ушбы) – с. Местиа.
Еще в планах было попасть на море. В итоге мы так хорошо поездили :).
День вылета 27.06.16.
Прибыли в аэропорт Минск-2. Перепаковали свои рюкзаки на 20 кг, сдали багаж, сели в самолёт. Рейс на Тбилиси неудобный – вылетаешь в 22:50, лететь 2,5 часа.
День прилёта 28.06.16. Тбилиси – Местия – Жабеши.
Прилетели в Тбилиси. Получили багаж. Аэровокзал полный людей. Звучали призывы залечь в аэровокзале, ждать, когда придёт рейсовый автобус (в 7 утра), ехать в Тбилиси, садиться в маршрутку на Местию и никак иначе. Пошли с Сашей торговаться с таксистами. На Местию нам озвучили цену – 800 лари. Ладно, начали узнавать, как нам на такси уехать в город, нашли бюджетный вариант, но были перехвачены теми же таксистами – и цена стала уже 350 лари. Согласились. Мораль – в аэропорту торгуйтесь!
В Тбилиси нас пересадили в другую машину, человек за рулём – Ладо (хороший человек – тел. +799574889814), машина – универсал–японец праворульный. Ладо молодец – ехал лихо (150 км/ч на спидометре — нормально) и уверенно, девочек укачивало. В Зугдиди остановились, закупить продуктов. Проблемы в закупке – продавцы не знают русского языка, мы – грузинского. Макароны и крупы дешёвые стояли в магазине в пластиковых бочках, снимаешь крышку – взвешивай, сколько тебе надо. Нашли практически всё, за исключением картофельного пюре, круп ячневой или кукурузной, маленьких сушек.
Продукты все хорошие, гречка, макароны, грузинский чай – рекомендуем, уверенно заявляем – недорого и хорошо. Чай вообще отменный. Даже в пакетиках. Впервые шли на пакетиках – первый раз заварили 8 штук, оказалось много, обходились 5 пакетиками на котёл для всех. Грузинский зелёный чай с жасмином в пакетиках – вообще отлично. Не ожидали.
От Зугдиди лил дождь, «прилетели» в Местию, попрощались с Ладо, прошлись по «центру». По сравнению с 2014 – много машин, в массе праворульные японцы и корейцы, много людей. Приценились к газовым баллонам – 25 лари – 250 гр.; 35 лари – 450 гр.; Дорого, нам весь бензин, на весь поход, 4 литра, обошёлся в 7 лари.
Надо добраться в Жабеши, идём вдоль ряда такси, ценник падает до 40 лари. Завёз нас в Жабеши driver Joni — +598929795, прикольный человек, ехал очень аккуратно, понимал русский, но с трудом на нём уже говорил.
В Жабешах высадились сразу за мостом. Погода дышала дождём, пошли искать гостевой дом, или гестхаус (от англ. guest house). Цена – 10 лари без еды с человека, 20 с едой. Сошлись на 10. Выделили нам комнату, презентовали бутылку чачи. Перекусили, начали бодро разбирать гору продуктов, и тут нас и накрыло – тупим и засыпаем. Ночной перелёт из Минска в Тбилиси, перелёт по Грузии с Ладо – всё без сна. Пришлось объявить дневной сон. 3 часа сна помогли, продукты и снаряжение успешно разделили. Сходили к пограничникам – застава в доме в селе, на территорию нас не пустили, забрали паспорта, через 10 минут вынесли паспорта и пропуск, пожелали счастливого пути.
Прикольно, в гестхаузе было ещё два туриста, два еврея, один из Израиля, второй из Швейцарии. У них в планах был переход в село Адиши и далее.
Первый ходовой день 29.06.16. Адаптация под рюкзаком.
Задача дня – выход на хребет Загари. Утром подъём, сборы, выход. Слегка пасмурно, у остатков нарзана над селом нас обгоняет группа молодёжи из Израиля – идут в Адиши.
Мы нагружены полнее, топаем потихоньку по тропе. Тропа натоптанная людьми и коровами выводит к дороге, идущей по гребню хребта. Обедаем на чахлом ручейке, вытекающем из-под дороги. Выходим на дорогу и понимаем – это не дорога, это горнолыжная трасса. Ползём по трассе вверх, жарко. Трасса уходит значительно выше, мы сходим на тропу в нашем направлении. Первый день стучит в висках, у ручья остановились на ночёвку. Ушба в облаках, горнолыжка портит вид.
Итог дня: 4 перехода до обеда + 4 перехода после обеда. Привалы были и по 20 минут, первый день и жарко.
Второй день 30.06.16. Подход под перевал Рокуэлла Кента, 1Б (3500м, лед. -ос.), расположен в хребте Загари, связывает долину реки Адишчала и ледник Нагеб.
Собрались и потопали. Тропа вековая, с утра слегка прохладно, но солнце уверенно лезет в зенит и начинает припекать. Выходим в наш цирк, набираем высоту, на небольшой площадке у снежника остановились. На первый взгляд перевального взлёта под категорию 1Б не наблюдается. Решаем остановиться, обедать и аккуратно пройтись под стеной, определиться с путём подъёма.
И перевал нашёлся! Узкая расселина перевала ориентирована на юго-восток и из долины не просматривается. Не удивительно, что в 2014 году мы перевал снизу не рассмотрели и убежали ещё восточней и подымались уже на перевал Нагеб.
Кулуар перевала полностью закрыт плотным фирном, следов камней практически нет. Подъём запланировали на утро следующего дня.
Вечером подошла снизу группа ребят, стали поодаль, пообщаться не получилось, но похоже они тоже искали «наш» перевал.
Третий день 01.07.16. Перевал Рокуэлла Кента, 1Б (3500м, лед. -ос.) – слияние рек Цаннер и Нагеб.
Утром слегка пасмурно, тепло. За один переход подходим под перевальный кулуар, зажатый скальными стенками. Надели кошки и каски. Размеренно набираем высоту серпантином, насколько позволяет ширина кулуара. Крутизна до 40°. В верхней трети устроили привал в рантклюфте. Выполаживаться начинает только перед самым выходом на перевал, т.е. в принципе снизу просматривается вся линия подъёма. Выход на каменную осыпь в 12:15, 15 метров — и мы на перевале, подъём занял 3 часа.
Седловина широкая, в сторону ледника Нагеб большая снежная мульда, в которой можно поставить с десяток палаток. Вода под камнями. Находим тур, в туре записка группы «Русские бульдозеры» г. Ульяновск, август 2015 года, руководитель Владимир Борисов.
Спуск начинаем через полчаса, идём по центру, по направлению к леднику. Раскисший фирн, крутизна склона увеличивается, уходим влево по ходу и по крутому, до 45°, снежному склону выходим на выполаживающуюся часть ледника. Трещин и разрывов по ходу движения в этой части не было. По пологой части ледника выходим за два перехода к началу правобережной морены, между двумя ступенями ледопада. Обедаем. Во время обеда смотрим передачу «В мире животных», серия «Горные козлы», как большая группа животных спокойно гуляет по крутым снежным и скальным стенкам.
Продолжаем движение вдоль правого борта долины. Для перехода от ледника до кармана морены надо траверсировать склон крутизной до 35°, с неустойчивой крупной и средней осыпью. За перегибом открывается карман морены, практически по всей длине её лежит фирн. Достаточно быстро спускаемся, справа три красивых водопада обрушиваются со скал. В нижней трети спуска на снежнике встречаем группу из Одессы. У ребят планы на перевал Нагеб и вершину Тетнульд. Продолжаем спуск до русла ручья, прорезающего морену и круто падающего к реке Нагеб. По лесу, растущему на крупнокаменистых осыпях, продираемся к месту слияния Нагеба и Цаннера. Это оказалась самая утомительная часть дня.
В месте слияния небольшая площадка, способная вместить несколько палаток, прикрытая склонами от ветра. По остаткам мусора, делаем вывод, что люди здесь бывают, но нечасто. И туристы (газовые баллоны) и охотники (гильзы).
Чуть выше площадки, метрах в 30, вдоль Цаннера великолепный нарзан.
Четвёртый день 02.07.16. Днёвка у слияния рек Цаннер и Нагеб.
Отоспались, после полудня Саша сходил на разведку по описанию Михаила Голубева, вернулся под дождём, но успокоил – всё не так страшно как описано.
Пятый день 03.07.16. Выход на ледник Цаннер.
Не доходя до основного нарзана, уходим вверх 10 м по крутому травянисто-лесному склону. Тропа слабо заметна, но встречаются турики, кое-где срублены ветви, и общее направление очевидно – траверс левого борта Цаннера в обход его главного скального прижима (река в каньоне) с набором высоты в обход бараньих лбов.
В паре мест тропа пыталась «потеряться», но мы были бдительны. Открывается верхний каньон Цаннера.
Подходим к массиву скал. По границе конгломерата и скал оказалось возможно идти (подобие кулуара). Перелезаем через 4 небольших конгломератных гребня. Несцементированный конгломерат, ступени в основном легко формируются.
После моренных гребешков траверсом крутого травянисто-кустарникового склона подходим к массиву лбов. Ориентируемся по турам из камней. В одном месте, после прохода кулуара с лазанием первым участником, остальные просто поднимали и передавали ему рюкзаки, а затем лазанием преодолевали кулуар. В итоге выходим на широкую пологую полку.
На полке растёт кустарник, с уходящих вверх бараньих лбов стекает вода. По результату разведки дальнейший траверс левого борта бессмысленен, нужно спускаться по крутому осыпному склону (250 м высоты, 25-30 град., камнеопасно) к реке Цаннер. Растительность пытается освоить склоны, но из-за быстрого отступления ледника много свежих промоин и нагромождений камней.
Спускаемся по направлению к большим рыжим скалам в русле реки. Не доходя до скал 200 метров, останавливаемся на обед у ручья с чистой водой. Накрывает непродолжительным дождём. После обеда по левому борту долины за переход выходим к окончанию ледника. И дальше по центральной части ледника спокойно набираем высоту. Ледник открытый, не крутой, без разрывов в этой части, идём без кошек. С ледника оглядываем окружающие морены, из-за отступления ледника они все просели, места под палатки трудно спланировать. За три перехода выходим под нижние бараньи лбы, выбираем место на снежнике для ночёвки.
Итог дня: три перехода для выхода на бараньи лбы, и три перехода до ночёвки. Спасибо Михаилу Голубеву за описание, но всё оказалось проще чем он описал.
Шестой день 04.07.16. Выход под верхний ледопад ледника Цаннер.
Утром пытаемся пройти по правому конгломератному склону выше водопада, падающего из кармана верхней морены. Провозились час, упёрлись в большую промоину, спустились к снежнику. Провели разведку склона. Дальше со снежника по участку крутой живой осыпи взбираемся на более пологий осыпной склон, и поднимаемся влево по ходу между рекой и крутыми скалами. На склоне, на осыпях кое-где попадаются следы людей. Всё более крутой осыпной подвижный склон приводит к скалам (лбам). Дальше общее направление вверх-влево к началу водопада. Здесь в бараньих лбах находится некрутой кулуар (около 15 метров), выводящий на гребень правобережной морены. Справа по ходу крутой осыпной склон, переходящий в крутые скалы, слева – каньон мощного потока. При выходе на гребень сразу есть площадки, но если пройти сто метров, то находим площадку более защищённую от ветра. Ставим лагерь уже под дождём. К вечеру дождь утих.
Итог дня: фактически сделали два часовых перехода. Правый склон не рекомендуем для прохождения, т.к. много промоин, которые не просматриваются ни снизу, ни сверху. Как показал следующий день – если не планируете ночевать на леднике, это самые верхние места на морене для палаток.
Седьмой день. 05.07.16. Выход на перевал Семи 2А (3850м, сн. -лед.).
Утром двигаемся по снежно-осыпному склону (300 метров), доходим до открытого льда, надеваем кошки. Перегиб ледника – полностью открытый лёд, разрывы хоть и большие, но легко обходятся, дальше пологий ледник, закрытый плотным фирном. Очень жарко, ветра нет, облаков нет, вода кончилась за два перехода. Перекус с какао устроили за час до выхода на седловину, попили, стало легче.
Ледник некрутой, разрывы обходим по фирну. Двигаемся в направлении ГКХ, затем поворачиваем налево и, преодолев шесть пологих увалов, выходим на перевал. Перевал широченный, тур на скальном выступе Тихтенгена, думаю, он там не один, мы нашли записку турклуба «Эклесия», город Днепропетровск от августа 2013 года, руководитель Игнатенко В.В.
Спуск с перевала Семи на ледник Китлод идет сначала в западном направлении вдоль ГКХ по пологому снежному склону. Ориентируемся на расплывшиеся следы одесситов. Очень жарко и безветренно. Со склонов ГКХ грохочут камни, но исчезают в раскисшем снегу, пересекаем несколько лавинных выносов, вода шумит высоко на скалах. Пройдя под склонами ГКХ на запад по широкой пологой снежной полке, оставляя слева по ходу мощные разломы, поворачиваем влево, идём вдоль склона хребта Кулак к месту, где находятся верхние Китлодские ночёвки. На пути попадается большая мульда-проталина в фирне, диаметром метров 30, в ней ровная площадка, течёт ручей. Сползаем в мульду, ставим палатку.
Итог дня: на подъем 6 переходов, на перевал вышли в 16:00, на спуск три перехода. Технически перевал простой, но в условиях жары и большого набора высоты вымотал сильно.
Восьмой день. 06.07.16. Спуск с ледника Китлод.
Выходим в 9 утра. За 20 минут доходим до «настоящих» Верхних Китлодских ночевок. Есть площадки, частично под снегом. От этих ночевок открывается слева по ходу очень сильно разорванный ледопад от края до края. Набираем немного высоты по направлению к «чёрному» перевалу, и по кулуару, забитому в верхней части снегом, спускаемся к леднику. Нижняя часть кулуара – конгломератные склоны крутизной до 30°. Выходим на почти спокойную часть ледника, обойдя ступень ледопада за два перехода.
Выйдя на относительно ровный ледник, бодро идем по правому борту ледника недалеко от скал, без труда обходя многочисленные трещины, без кошек.
Через переход, упираемся в ледово-каменные разрывы, уходим вправо к морене, обходя крутые бараньи лбы, выходим на травянисто-осыпной склон крутизной 10-15 град., который ниже обрывается конгломератом к леднику. Здесь совершаем ошибку – уходим по остаткам старой тропы вдоль ручья в кулуар. Тропа вскоре растворилась в конгломерате, пришлось спускаться по крутопадающему ручью. Кулуар прошли, но ходить этим путем категорически не рекомендую, правильней было бы траверсировать пологий склон выше конгломерата до промоины с ручьем. Затем спускаться слева от промоины, выходить на крутую осыпь, частично с конгломератом. Перед ледником склон выполаживается, там выйти на лёд.
Ещё оптимальней, было бы не уходить от разрывов вправо, а уйти влево на пологую часть ледника и по нему в кошках спокойно спуститься вниз (как и советовал в своём описании 2012 года Михаил Голубев).
У окончания ледника обедаем. Рассматриваю склон, нависающий над нами – это выход под перевал МАДИ. После приключений в кулуаре лезть за продолжением нет желания. Принимаем решение уходить вниз.
Спускаемся вдоль правого берега реки Китлод, вырывающейся из-под ледника. Проходим два прижима. Первый участок – крутой ледник справа по ходу, слева река, превратившаяся в озеро. С ледника постоянно съезжают вытаявшие камни. За запрудой движемся по крутому свежему и неустойчивому осыпному склону, уходящему в воду. Сильный запах битых камней.
Постепенно осыпи переходят в травянистый склон, появляются участки криволесья. От обеда – два напряжённых перехода по 30 минут.
Дальше уходим в долину, появляются заросли высокой и густой травы, кустарников. Троп никаких нет, попался одинокий тур – и всё. Скорость небольшая – трава скрывает каменистые осыпи с множеством промоин. Крутизна склона нарастает, буквально лазаньем проходим травянисто-кустарниковый склон и выходим в долину Китлод – Твибер — Дзинал. Много молодого кустарника, много воды, площадку под палатку искали долго и в итоге вырубили среди кустарника, в русле пересохшего ручья.
Итог дня: очень напряжённый день. Пять переходов до обеда, четыре после.
Девятый день. 07.07.16. Прохождение развилки Китлод – Твибер — Дзинал.
Выходим в 8 утра. Надеялся проскочить по снежному мосту Дзинал (был в 2014 году), тогда выход в Жабешах был бы гораздо проще. Но всё получилось по-другому.
После первого перехода выходим над рекой Дзинал напротив ворот Грузии. Здесь на удивление много старых следов деятельности людей – трубы и банки. Дальше движемся вверх по берегу, констатируем — снежный мост рухнул. Идём дальше. Выходим на моренный вал, а за валом – озеро! Похоже, с ледника Сери слетел каменно-ледовый обвал, перегородивший реку. Набираем высоту, выходим к потоку, текущему из-под окончания ледника Дзинал. Вброд перейти не удаётся. После обеда Саша налегке проскочил поверху под бараньими лбами над краем ледника. Организовали навесную переправу, переправились через Дзинал, а через Твибер, разлившийся на множество рукавов, перешли вброд. В 100 метрах от брода через Твибер на площадке ставим палатку.
Итог дня: пройдено совсем немного. Но как интересно увидеть, насколько изменился за два года рельеф. В 2014 году от снежного моста до ледника Дзинал всё просматривалось, а сейчас моренный вал и озеро.
Десятый день. 08.07.16. Вынужденная днёвка, дождь.
Ночью пошёл дождь, временами очень сильный, и без перерыва лил до 14:20. Только потом потихоньку распогодилось. Озеро заметно наполнилось водой. Никуда уже не пошли. Отдых.
Одинадцатый день. 09.07.16. Выход в Жабеши и Местию.
Выходим в 8 утра. Проходим по следам обвала – очень разнокалиберная неустойчивая осыпь, ручей с ледника Сери шумит под камнями. За два перехода выходим под ворота Грузии. Здесь уже начинает попадаться маркировка на камнях. Встретили аборигена – попытались пообщаться на английском J. Поднимаемся к воротам Грузии, находим уверенную тропу с маркировкой и идём вниз. Сверху видна крыша Южного приюта. И у приюта встречаем двух пограничников, показываем пропуск, полученный в Жабешах. Вопросов к нам нет. Советуют перейти по леднику Твибер и дальше тропой левого берега. Обедаем до выхода на ледник, у прозрачного ручья. Переходим Твибер по леднику (многолетнему снежному мосту, образовавшемуся из снега, слетающего со склонов горы Твибер). Проходим мимо поста пограничников и по тропе вниз до Жабешей. Около семи вечера выходим в Жабеши, находим машину за 50 лари и уезжаем в Местию. В Местии находим гестхауз с установкой палатки (5 лари с человека) и душем (5 лари со всех). Всё, мы в цивилизации.
Двенадцатый день. 10.07.16. Местия – Батуми — Тбилиси.
Есть день, будем пытаться попасть на море. Через хозяев гестхауза попадаем на маршрутку до Кутаиси. Водитель уверяет – я вас пересажу на маршрутку до Батуми. Всё будет стоить 25 лари каждому. Так и вышло, на одном из перекрёстков он пересадил нас, и мы благополучно уехали на Батуми. Приехали в Махинджаури. Здесь галечный пляж, до Батуми три остановки автобуса. Вышли на берег – начался дождь, море тёплое, сказка. Дождь идёт волнами. Решаем уезжать, билетов на поезд нет, берём билеты на маршрутку. Везде такса – 25 лари.
Старт маршрутки – в 24:00. Искупались несколько раз и на вокзал. Из маршрутки пересели в легковую машину и уехали на Тбилиси, под дождём, рюкзаки на крыше машины. Приехали в 6:00. Солнце.
Тринадцатый день 11.07.16. Тбилиси.
Перебрались на ж.д. вокзал. Сдали вещи в камеру хранения. Ушли гулять. Посетили серную баню в историческом центре города. Рекомендую. Погуляли по этому центру. Пообедали. Закупили сувениров и уехали в аэропорт, сушить вещи. Подсушили, упаковали. Оставил веревку в ручную кладь – охрана не пропустила. Пришлось бегать, отзывать багаж, допаковывать рюкзак. Имейте ввиду. Сидим уже наверху – объявили о задержке. Боялись проспать. Один плюс – взлетали в утреннее небо, надеялся Кавказ увидеть, а увидел только кусочек Кельского плато, и то хорошо.
Четырнадцатый день. 12.07.16. Тбилиси-Минск-Мозырь.
Прилетели позже, но на маршрутку на Мозырь успели. Прибыли домой. Ура! Всё благополучно, хотелось бы пройти ближе к плану, но так всё сложилось. Впечатлений масса. И планов тоже.
Выводы по итогам похода:
- Покупайте билеты на самолёт заранее. Будет дешевле.
- В Грузии с таксистами надо торговаться, особенно в людных местах.
- На бензине ходить по Грузии значительно дешевле.
- С погранслужбой Грузии и полицией у туристов проблем нет. Даже завидую.
- Высокогорная Сванетия сейчас активно тает, ледники отступают, туристов-горников, альпинистов ходит мало. Надо ходить ребята! А то зарастёт все!
- Там очень тепло даже на ледниках, по сравнению с районами севернее ГКХ. Может нам повезло. Но два похода – в 2014 и 2016 дают основания говорить так.
Литература и источники на которые больше всего опирался:
- Ю.В.Гранильщиков. Чегем Твибер Безенги
- Материалы Михаила Голубева
Интересный отчет. Почитал и вспомнил наш поход))) Выход на перевал тогда, как и думали, просто не увидели. Теперь Грузия не такая уж и таинственная для нас)))