Небольшой отчёт о горном походе двух начинающих туристов.

Наша группа начинающих туристов состояла из двух человек:

Котко Николая, 43 года (небольшой опыт однодневных походов по Мозырскому району, Крыму и трёхдневных походов по рекам Мозырщины – Иппе, Птичи, Припяти);

Соболя Константина, 24 года, небольшой опыт однодневных походов по Мозырскому району,  Крыму. Идея совершить путешествие по Карпатам возникла летом 2009 г., были найдены карты, разработан  маршрут на 10-11 дней,  исходя из физических возможностей участников похода,  огромного желания увидеть,  как можно больше за короткий период времени. Большая  помощь в выборе снаряжения, питания  и советах  по прохождению маршрута  нам была оказана  туристами Мозырского клуба «Ориентир» (БОЛЬШОЕ СПАСИБО им за это). Итак, теперь о самом путешествии.

41481B6B28D9-33

Вот такая она — Река Чёрный Черемош

Мы проехали Яремчу, Ворохту и,  не доезжая до Верховины нескольких километров, вышли в селе Ильци. Переодевшись и распределив вещи,  в 16 часов мы вышли на маршрут. Наша дорога проходила по селам  Ильци,  Красному вдоль реки Чёрный Черемош. В отличии от реки Прут, которую мы видели из окна автобуса, Ч.Черемош река полноводная, пригодная для спуска на байдарке.

ABFFEC0E95F2-33

А горы всё ближе и ближе...

Далеко от нас, впереди  высоко поднимались горы, очертания их вершин таяли в голубой дымке, наше воображение  уже рисовало в нашем сознании всю прелесть предстоящего маршрута. Села кончились,  и теперь дорога шла вдоль реки, которая шумела  зелёной водой, бурлила, прыгала с камня на камень, устремлялась в своём беге вниз, к морю. Когда дорога подошла к ручью Дземброня, который сливается с Ч.Черемошем, мы свернули направо по направлению к селу Дземброня, по карте – Берестечко.

3EDA1A15F390-33

Горы одетые в смереки

36951EEDEBF7-33

Село Дземброня

Со склона холма, с высоты около 200 м,  открывался замечательный вид на окружающие нас горы, село Дземброня,  в которое мы не заходили,  село Красник и. Ильци, которые мы уже прошли. Что ещё сказать об этом замечательном дне, первом в нашем путешествии? Карпаты подарили нам тёплый и ясный день, спокойную и лунную ночь. Огромная оранжевая луна  оторвалась вдруг от горного хребта, покатилась по вершинам, поднялась в небо. Вечер был наполнен бесконечными разговорами, чаепитием, приготовлением ужина и пением туристических песен. Без гитары, но с большим энтузиазмом.

1B3EDE004B80-33

Виды открывающиеся с первого места ночёвки

800AB3EFA4F7-33

Первый вечер в горах

Вскоре мы подошли к небольшому водопаду, встретили местных жителей, которые показали нам тропу к г. Ухатый Камень. Гора не обозначена на карте. Её высота составляет около 1700 м. Своё название гора носит из-за огромных камней, находящихся на её склоне и составляющих причудливые композиции. Да, действительно,  при желании три огромных  камня  можно представить себе, как голову великана с огромными ушами. Около 11 часов мы взошли на эту гору, первую в нашем походе, и уже в 11.35 были на горе Смотрец 1898,4 м.

7D30A5B352AD-33

Высоко сижу – далеко гляжу

BE252DD8909D-33

Туристы уходят в небо...

А вот так маркировались туристические тропы. Но об это мы узнали гораздо позже))).

5B7A55F87EE3-33

Чёрная гора и старая обсерватория

BD92524A3EAB-33

Старая обсерватория

В 13 часов мы пришли к заброшенной обсерватории на г. Черная Гора Поп-Иванский ( 2020,5м). Гора  даёт  название всему хребту. Обсерватория больше похожа на  старую крепость, чем на научное здание. Здесь, на вершине горы мы пообедали. Наш обед на всём протяжении путешествия состоял из сала, сухих хлебцов, родниковой воды, грецких орехов, шоколада. Отдохнув и восстановив силы,  наша небольшая группа отправилась дальше.

E34C1B29DD24-33

Вид со стороны Чёрной горы на гору Говерла

Небо затянуло облаками, дул ветер. В этот день мы посетили вершины: Дземброня (1878 м), Мунчел ( 1898 м), Бребенескул ( 2035 м), Ребра ( 2001 м) и последней была г.Шпици (1836 м).  Перепад высот между горами был небольшим – от 200 до 300 м. Мы всходили на каждую из вершин, и только на г. Мунчел зашли без рюкзаков, т.к,  вначале, по тропе мы обошли её по кругу.  Гора Гутин-Томнатик хоть и понравилась нам своим видом и названием,  осталась в  стороне от нашего маршрута.

16860F0CA0CC-33

Озеро Несамовите

Мы подошли к г. Туркул, а под ней, в цирке, расположилось озеро Несамовите с ровной, большой плоской площадкой и многочисленным лагерем туристов. Озеро Несамовите. Расположено на высоте 1750 м. Его площадь около 500 кв.м. По местным поверьям – его состояние влияет на погоду во всей Черногории. Возле этого озера мы и организовали свою вторую ночёвку.

42A2C05E1CE6-33

Неблизкий путь к Говерле

Продолжаем нанзывать бусинки вершин на нить нашего путешествия. Первой горой был Туркул ( 1933 м), на него мы взошли в 10.40. Потом были горы: Данциш ( 1855 м), Пожижевска ( 1822 м),  Брескул ( 1950 м) и в 12 часов дня мы взошли на самую высокую вершину Украины г.Говерлу ( 2060,5 м).

378CDA25C4E6-33

Гора Брескул

6900E9CC8ABC-33

Все дороги ведут на Говерлу…

К вершине ведёт широкая, удобная тропа. Подъём, хоть и крутой, но не тяжёлый. Перепад высот от седловины около 300 м. На вершине толпы туристов. Ощущение, что они гостят здесь часами. Несколько памятников: среди них  большой крест, гранитный камень с медальонами из разных городов Украины, каменный трезубец.  Тепло, солнечно. Небольшой ветерок. Фотографии на память. Широкая панорама  гор, укутанных лёгкой дымкой, тёмных хвойных лесов и жёлто-зелёных полонин с ручьями и озёрами.

D52EF83E9841-33

Гора Петрос

Наше путешествие продолжается и уже в 12.40 мы были на полонине Скопеська ( 1615 м). Здесь есть небольшой магазинчик, проходит грунтовая дорога. В 13.00 — гора без названия – 1620 м. Двигаемся по тропе на север и понимаем, что уходим в строну от маршрута, берём направление на Петрос, спускаемся с горы, идём по камням, укрытых высокой травой, зарослям альпийской сосны, елей.

Попутно собираем чернику. Крупные, спелые ягоды заставляют остановиться, наклониться, собрать полную пригоршню и отправить её в рот. Вкусно. Скоро мы вышли на  грунтовую дорогу, подошли к роднику. Здесь мы пополнили запасы воды, а мимо нас прошли двое туристов – парень и девушка. Как мы потом выяснили – поляки.К 15 часам мы вышли на полонину с высотой 1500 м. Отсюда тропа шла вверх к г. Петрос. Очень круто.

9833DAD61CE4-33

Вроде тихонечко потянул — а тут на тебе… Вершина горы Петрос

С вершины горы Петрос хорошо были видны дороги, ведущие и к Квасам и к Ясине, гора Какараза (1500м). Спускаемся с Петроса по пологой тропе. Заходим на г. Петросул  (1848 м). После Петроса подъём на неё показался лёгким. Урочище Печинежська, спуск к г. Какараза.  Гору  обходим по склону  по лесной дороге. В зарослях малины мы делаем остановку. К 18 часам, спустившись по каменистой дороге   выходим к ручью, красивой полянке и домикам пастухов. Здесь мы и расположились на ночлег. Это место носит название полонина Шеса ( около 1200 м).

7172A741F628-33

Утро на горе Какараза

E7E366C4B829-33

Вот, во что превращается тропа после дождя

В 11 часов выходим  из лагеря. Туман. Накрапывает мелкий дождь. Находим дорогу, блуждая по склону. Дорога вдоль склона горы – по карте самая короткая к мосту. Грязь, слизь, поваленные деревья.

8D6CB46A2573-33

Мост через реку Чёрная Тиса

К 13.30 выходим к мосту через Чёрную Тису. Вода после дождя бурная и мутная.Переходим реку и подходим к магазину. Располагаемся в беседке. Здесь же пережидаем ливень, покупаем какао, банку сгущёнки, сушки и мороженое. Окончание путешествия по Черногории. Оно заняло у нас почти трое суток.

FC889519AF40-33

Одинокий домик в горах

Неожиданно лес кончается и мы выходим на открытый склон горы на котором стоит пастуший домик. Над крышей вьётся дымок. Люди. Подходим ближе, разговариваем с мужчиной лет 40. Узнаём, что местность носит название Грота. Для меня это было неожиданностью. На нашей карте Грота должна располагаться в юго-восточной части Свидовецкого хребта, а местность  в которой находились мы сейчас – полонина Стиришора.  Местные жители имеют свои названия  гор, полонин, отличные от карты. Если спросить дорогу у двоих человек – каждый покажет свою.

44C55123AB03-33

Геодезический знак на горе Большая Близница

9.40. Поднимаемся на гребень. Сильный ветер и туман. Видимость не более 20 метров. Одеваем всё непромокаемое и непродуваемое, натягиваем капюшоны. Тропа, идущая с юга на север. Где мы находимся? Между Близницами или южнее? Если южнее, то можно уйти в сторону от вершин. Принимаем решение идти на север, вверх по тропе. Вскоре выходим на вершину, к геодезическому знаку с табличкой «Драгобрат 1700 м ». В целлофановой упаковке письмо на польском языке. Делаем фотографии на память.  На спуске с горы встречаем группу туристов из Москвы – двух парней и девушку. У них есть навигатор и от них мы узнаём, что вершина, на которой мы только что были – Большая Близница (1881 м). Продолжаем путешествие – идём к перевалу Драгобрат.

E7FE2DC6ED07-33

Наше скромное жилище

Спокойное, ясное утро. Разжигаем костёр, пьём чай, готовим на завтрак гороховый суп. Сушим вещи. В 10 утра выходим из лагеря. Возвращаемся в обратную сторону – идём на север. Поднимаемся вверх.  Горы на Свидовце плоские, покрытые желто-зелёной травой, безлесые. Всюду многочисленные стада овец, лошадей. Тёплый, безветренный день – полная противоположность предыдущему.

CBC05F3991B5-33

Карпатские кони

A13AA9498625-33

Пропущенный поворот

С вершины Догяськи (1761 м) открывается  великолепный вид на долину с озером Догяська, на весь хребет Свидовец, горы Близницы – на всё то, что мы не могли видеть вчера из-за густого тумана.  Когда в 11.35 мы поднялись на гору, которую про себя назвали «Христос» из-за распятия со Спасителем, то поняли, почему вчера сбились с пути. Гора находилась  к югу от дороги, а дорога, не доходя до вершины, поворачивала на  северо-запад. Стремясь попасть на вершину, в тумане мы прошли мимо развилки и ушли на юг.

959EB129C3EE-33

Гора Большая Сивуля

В 10.35 всходим на М.Сивулю. Жаркий, солнечный, безветренный день. Недалеко от нас,   как плавник акулы возвышается  Большая Сивуля. Её вершина выложена огромными желто-зелёными камнями.
Спускаемся с Малой Сивули, поднимаемся на Большую,  в очередной раз обходим группу пожилых туристов. Снова здороваемся с ними. Тропа теряется  среди камней. Осторожно продвигаемся к вершине. Но идти по камням интересно -  как по огромным ступенькам. Камни покрыты лишайником жёлто-зелёного цвета – это он окрашивает гору в такой удивительный цвет. В 11.08 восходим на Большую Сивулю. Отдыхаем, осматриваем окрестности. На юге видна г. Темпа – плоская, как стол. Далеко внизу видна конечная цель нашего путешествия – село Старая Гута. Оно огромное, длинным серпантином уходит вдаль, прячется между горами.

5E1FA948DF14-33

Гора Малая Сивуля

1B62E8A8E87C-33

Такая была дорога в село Старая Гута (ручей Великий Кузьменец)

43A24075BFCD-33

Перед входом в село Старая Гута (финиш)

Встали рано – в 6.30. Вместо зарядки поднялись на  г. Среднюю ( 1639 м) – 8.20. Гора покрыта такими же камнями, как  Игровец и Сивули. Сильный западный ветер.  Попрощались с горами.  Вернулись в лагерь. Приготовили на завтрак суп с гречкой и овощами. Только начали просыпаться туристы.  Долгие сборы. Из лагеря вышли в 11.15. Спуск с горы крутой.  На маршруте не заметили поворот и несколько раз топтались в тупике, который заканчивался у подножия горы Средней. По небу рваными клочьями неслись серые тучи, накрапывал мелкий дождь. Большую часть пути тропа идёт вдоль ручья Великий Кузьменец. Дорога здесь ровная, удобная.  К 14 часам мы подошли к Гуте, переоделись. И уже в самой деревне нас застал ливень. К 14.30 вышли на остановку,  на ней уже стоял автобус.   Конец нашего путешествия по горам.

Дорога к И.Франковску проходила по сёлам, которые плавно, практически без разрывов сливались  одно с другим. Дома у гуцулов  красивые:  возле гор сделанные из брёвен, ближе к городу – каменные. Сёла красивые, с церквями и часовенками.  В 16.30 мы были на вокзале. В 18.15 сели в поезд « И.Ф. – Киев». В Киев мы приехали 19 августа, полдня побродили по городу и на поезде «Киев-Брест» ( 13.40) благополучно добрались до Мозыря.