Заметки о туристском забеге по самому крупному в Европе болоту 05-11 ноября 2011 года. Дополнено 10.12.2011.
Цели нашего похода были связаны именно с осмотром остатков полигона. Кое-что мы видели раньше, и раньше была замечена тенденция – полигон исчезал на металлолом. Остатки бронетехники мы и надеялись увидеть, посетив, как мы надеялись, труднодоступные места.
День первый.
Друзья забросили нас за деревню Колки.
Выгрузились, попрощались и, преодолев первые препятствия, двинулись по полесским дорогам. Сразу заметно, что лето и осень были сухие – всё в первый день прошли в ботинках.
На дорогах интересно наблюдать за следами местной живности – то дорога плотно истоптана кабанами, а через пару километров на дороге только волчьи следы, и таки не мелкие.
В планах было выйти на аэродром-мишень с севера. Аэродром пока неплохо виден на снимках в Google Earth, но все там уже перепахано, подрастает лес и довольно скоро об этой части полигона можно будет догадаться только по воронкам, капонирам и разбросанному и разорванному железу. Табличка «спецполе» пока стоит с севера. Сборщики металла утащили все крупные цели, но мы с удивлением увидели у самой дороги хвостовик бомбы. Никто не позарился :). Капониры видны и в лесу, и у аэродрома. Но все пустые :(.
На мосту через Ствигу догнали группу минчан. Часть из них была у нас на гонке, они спешат в Ольманы. Земля маленькая!
Мост стоит последний год – состояние печальное. Воды в Ствиге мизер. Сборщики ягод на мотоцикле ездят вброд.
День второй.
Утром по лесовозной дороге Дзержинск – Теребличи бодро пытаемся нагнать минчан. Не догнали. Из новостей дороги – сожжённый мост. Погиб он недавно, ещё копоть и сажа не сплыла, и тепло пожара ощущалось. Неужто территориальные ягодные разборки?
В лесу появился новый указатель, старый повержен.
В условной точке надели сапоги-скороходы болотоходы и полезли в болото. А воды мало! Клюквы тоже мало! Но болото есть болото – не разгонишься. Интересно стоять на дороге на болоте! На чём эти военные здесь ездили? Загадка.
Вылезли на сухие места — и сразу пошли встречаться военные артефакты:
Встречались и экспонаты, которые мы затруднились однозначно идентифицировать, может, кто подскажет?
В этот же день вышли на следы трофи-рейда «Ольманские болота», в качестве КП они тоже использовали остатки полигона.
Переходили с одного острова на другой по звериным тропам.
День третий.
Оказалось, что ночевали в переходе от большого осколка полигона. Прошли по дороге через болота — и вот они, остатки боевого железа. Правда, трофи-рейд здесь тоже был.
Осмотрев экспозицию, переходим болота и кабаньей тропой уходим к большой земле. Выходим к командному пункту или, как он именовался ранее, пункту оцепления. Вышка стоит, домик на реконструкции.
По песчаным дорогам бежим в северо-восточную часть полигона. Много воронок, пустых капониров, сначала нашли остатки летательного аппарата, а затем ряд капониров со 160-мм миномётами. Затем выходим к доту, но день кончился — ночуем.
День четвёртый
Утром осмотрели дот: н-да, и такие мишени были. Кругом много капониров, остатки техники, многие с трудом поддаются опознанию. Время и сборщики металла трудятся постоянно. Из интересных — кабина грузовика с круглым люком сверху, остатки чего-то восьмиосного и гусеничный грузовик.
Дальше у дороги много останков БМП, из части даже куски брони вырезаны. За рощицей большие (до 50 метров в диаметре), но заросшие уже взрослыми деревьями пустые капониры.
Южнее ещё капониры с БМП и остатками чего-то летательного. Обедаем недалеко от танковых останков. Их даже кто-то раскапывал и даже что-то откручивал. Люди говорят, в Теребличах танком лес трелюют – может, для него запчасти ищут?
Край полигона достигнут, на выходе находим рад капониров с останками летательных аппаратов. Всё уничтожено огнём и временем. Одни стальные детали остались.
Уходим на урочище Горы. Это после болот действительно – Горы! Сосновый лес на песчаных дюнах. Здесь явно до полигона жили люди. Какая была гать проложена через болота в сторону Ольман!
День пятый.
Задача дня: найти и пройти там, где была узкоколейка севернее Ольман. По ней дойти до долины рек Льва, Мототыша и Лесовая речка.
Для начала прошли насквозь урочище Малое Раздымле, потом по зимнику Люблинского болота вышли на … дорогу. Здесь кусок местности осушен, по дамбам отличные грунтовки.
У северных дамб Ольман остановились на обед. Наблюдали уникальный случай – массовый взлёт с болот и отлёт на юг журавлей! Завораживающе!
Выяснилось: местные аборигены ничего не знали об узкоколейке! Начинаем искать. Насыпи в лесу нет. Там, где была узкоколейка, идёт то просека, то огнепреградительная полоса, то заброшенная лесовозная дорога. Идём вперед в ожидании реки, брода и вот разочарование: русло с мутными, зловонными лужицами. Где вода? Здесь, в пойме рек, после узкоколейки осталась насыпь, бежим по ней – очередной сухой рукав с остатками моста. Сухо! А мы здесь были весной 2009 года на байдарках!
В общем, до Лесовой речки было 17 остатков мостиков, воды не было! В Лесовой воду набирали из большой лужи.
День шестой.
Задача дня – найти, где был охотничий домик Радзивилов. Набегав за день 33 км, нашли это место над Львой. От домика только квадрат на земле, недалеко домик лесников, пасека, беседка на берегу. Здесь и река есть! Вода, правда, стоит: по словам лесника, Льва выше пересыхает, а ниже превращается в цепочку озёр.
День седьмой.
Утром добежали до Рубеля, автобус до Давид-Городка в 06:30. Успели. Оттуда уехали домой. В Мозыре были в 17:15.
Итог: масса положительных впечатлений от болот и полигона. Рекомендую. Мы туда ещё обязательно сходим!
Предупреждение: любители водного туризма — помните! Во Льве может и не оказаться воды в сухой год :). И будет ваш поход пешим!
Михаил Радивончик
tk.orientir@gmail.com
Дополнение:
После неспешных поисков выяснили что ещё «служило» на полигоне:
Комментариев нет