Заметки о туристском забеге по самому крупному в Европе болоту 05-11 ноября 2011 года. Дополнено 10.12.2011.

CCAACED29F84-68

Вот такие они — Ольманские болота!

На территории Ольманских болот в СССР действовал 41-й авиационный полигон, народное название «Мерлинский полигон». Нынешний его статус – «закрыто».

Цели нашего похода были связаны именно с осмотром остатков полигона. Кое-что мы видели раньше, и раньше была замечена тенденция – полигон исчезал на металлолом. Остатки бронетехники мы и надеялись увидеть, посетив, как мы надеялись, труднодоступные места.


День первый.
Друзья забросили нас за деревню Колки.

Выгрузились, попрощались и, преодолев первые препятствия, двинулись по полесским дорогам. Сразу заметно, что лето и осень были сухие – всё в первый день прошли в ботинках.

9925EF98585B-68

Наша Тройка


27DA90CE016A-68

Первые препятствия


042500EC83A9-68

Наши дороги

На дорогах интересно наблюдать за следами местной живности – то дорога плотно истоптана кабанами, а через пару километров на дороге только волчьи следы, и таки не мелкие.

483404365EDA-68

Следы на дороге

В планах было выйти на аэродром-мишень с севера. Аэродром пока неплохо виден на снимках в Google Earth, но все там уже перепахано, подрастает лес и довольно скоро об этой части полигона можно будет догадаться только по воронкам, капонирам и разбросанному и разорванному железу. Табличка «спецполе» пока стоит с севера. Сборщики металла утащили все крупные цели, но мы с удивлением увидели у самой дороги хвостовик бомбы. Никто не позарился :). Капониры видны и в лесу, и у аэродрома. Но все пустые :(.

FC649B8F995A-68

У границы Спецполя


BDDD618DF318-68

Первые следы полигона


D0E6CD49BADD-68

У бомбы

На мосту через Ствигу догнали группу минчан. Часть из них была у нас на гонке, они спешат в Ольманы. Земля маленькая!

Мост стоит последний год – состояние печальное. Воды в Ствиге мизер. Сборщики ягод на мотоцикле ездят вброд.

37CAEF1E5A80-68

Ствига и мост через неё


7B4616C19BC2-68

Мост


A402397DBFAE-68

Путь первого дня


EC16E0160CFB-68

Путь первого дня на google earth

День второй.
Утром по лесовозной дороге Дзержинск – Теребличи бодро пытаемся нагнать минчан. Не догнали. Из новостей дороги – сожжённый мост. Погиб он недавно, ещё копоть и сажа не сплыла, и тепло пожара ощущалось. Неужто территориальные ягодные разборки?

В лесу появился новый указатель, старый повержен.

353D4702AA3F-68

Дорога Дзержинск-Теребличи


E0F0AAF4135E-68

Смена власти в лесу


3B798C8A3656-68

Погибель манит


3EBC87F4257B-68

По головешкам

В условной точке надели сапоги-скороходы болотоходы и полезли в болото. А воды мало! Клюквы тоже мало! Но болото есть болото – не разгонишься. Интересно стоять на дороге на болоте! На чём эти военные здесь ездили? Загадка.

6C4FBF368947-68

От острова к острову

6D47BE4A6C17-68

Пересекаю "дорогу

"

Вылезли на сухие места — и сразу пошли встречаться военные артефакты:

2F048E888942-68

Гаврил у первого артефакта


C2D18E022E69-68

Мишени — 1


3B12A9175A4F-68

Мишени — 2

Встречались и экспонаты, которые мы затруднились однозначно идентифицировать, может, кто подскажет?

7042BE1C4045-68

Загадочная мишень

В этот же день вышли на следы трофи-рейда «Ольманские болота», в качестве КП они тоже использовали остатки полигона.

C648BF8F6C43-68

КП ралли-рейда

Переходили с одного острова на другой по звериным тропам.

AE2135AC50C4-68

На звериной тропе

День третий.
Оказалось, что ночевали в переходе от большого осколка полигона. Прошли по дороге через болота — и вот они, остатки боевого железа. Правда, трофи-рейд здесь тоже был.

263915A7464E-68

Мишени — 3


7098BFCD6F3B-68

Мишени — 4


7C539B53209D-68

Кабанья тропа, кабанья чесалка и ?


0F5573C5FF40-68

Приличная дорога :)

Осмотрев экспозицию, переходим болота и кабаньей тропой уходим к большой земле. Выходим к командному пункту или, как он именовался ранее, пункту оцепления. Вышка стоит, домик на реконструкции. 

По песчаным дорогам бежим в северо-восточную часть полигона. Много воронок, пустых капониров, сначала нашли остатки летательного аппарата, а затем ряд капониров со 160-мм миномётами. Затем выходим к доту, но день кончился — ночуем.

40058E3061E1-68

Пункт оцепления


0989365EA775-68

Немного осталось от самолёта


FD340B12FEC6-68

В миномётном гнезде!

День четвёртый
Утром осмотрели дот: н-да, и такие мишени были. Кругом много капониров, остатки техники, многие с трудом поддаются опознанию. Время и сборщики металла трудятся постоянно. Из интересных — кабина грузовика с круглым люком сверху, остатки чего-то восьмиосного и гусеничный грузовик.

D27D9D74FA00-68

Дот — мишень


B6C62332240F-68

Артефакты полигона


F937DD0A1D11-68

И еще артефакты

Дальше у дороги много останков БМП, из части даже куски брони вырезаны. За рощицей большие (до 50 метров в диаметре), но заросшие уже взрослыми деревьями пустые капониры.

F9291A26D4CB-68

Бомбы, БМП и капониры (всё б/у)

Южнее ещё капониры с БМП и остатками чего-то летательного. Обедаем недалеко от танковых останков. Их даже кто-то раскапывал и даже что-то откручивал. Люди говорят, в Теребличах танком лес трелюют – может, для него запчасти ищут?

B6EC70EECE19-68

Всё, что осталось от самолётов и танков

Край полигона достигнут, на выходе находим рад капониров с останками летательных аппаратов. Всё уничтожено огнём и временем. Одни стальные детали остались.

5E0E52332A87-68

В капонире


554AA95B4121-68

И ещё капонир


55F3C3EAE6EC-68

А он летал...

Уходим на урочище Горы. Это после болот действительно – Горы! Сосновый лес на песчаных дюнах. Здесь явно до полигона жили люди. Какая была гать проложена через болота в сторону Ольман!

84AE509A9B44-68

У деталей самолёта и автомобиля


BF6BF9B28D5B-68

Через болота в Горы!


D1ADD1EADC72-68

В урочище Горы

День пятый.
Задача дня: найти и пройти там, где была узкоколейка севернее Ольман. По ней дойти до долины рек Льва, Мототыша и Лесовая речка.

Для начала прошли насквозь урочище Малое Раздымле, потом по зимнику Люблинского болота вышли на … дорогу. Здесь кусок местности осушен, по дамбам отличные грунтовки.

81AC0E9A5897-68

Вот такая гать


AADEB0D16DD0-68

Как мы искали узкоколейку и реки


5F5C0CAABFE2-68

В болоте Люблинском


E5155A822FEE-68

Хлипкой гатью

У северных дамб Ольман остановились на обед. Наблюдали уникальный случай – массовый взлёт с болот и отлёт на юг журавлей! Завораживающе!


Выяснилось: местные аборигены ничего не знали об узкоколейке! Начинаем искать.  Насыпи в лесу нет. Там, где была узкоколейка, идёт то просека, то огнепреградительная полоса, то заброшенная лесовозная дорога. Идём вперед в ожидании реки, брода и вот разочарование: русло с мутными, зловонными лужицами. Где вода? Здесь, в пойме рек, после узкоколейки осталась насыпь, бежим по ней – очередной сухой рукав с остатками моста. Сухо! А мы здесь были весной 2009 года на байдарках! 

В общем, до Лесовой речки было 17 остатков мостиков, воды не было! В Лесовой воду набирали из большой лужи.

32468CD450F2-68

Первый «мост» и отсутствие воды!


C6EF1BA6A715-68

По узкоколейной насыпи в междуречье Львы и Лесовой


A64BBFDF2FA3-68

Воды нет!


3DB608123B16-68

ноябрь 2011—апрель 2009, почувствуйте разницу


6C714F543F0A-68

У одного из 17-ти


46532D2B4403-68

Лесовая речка, ноябрь 2011

День шестой.
Задача дня – найти, где был охотничий домик Радзивилов. Набегав за день 33 км, нашли это место над Львой. От домика только квадрат на земле, недалеко домик лесников, пасека, беседка на берегу. Здесь и река есть! Вода, правда, стоит: по словам лесника, Льва выше пересыхает, а ниже превращается в цепочку озёр.

50507065F53C-68

Над Львой и хозяйство лесхоза


9F1075542A44-68

На этом берегу и был домик Радзивилов


B6521966FF0F-68

У пня, который помнит Радзивилов

День седьмой.
Утром добежали до Рубеля, автобус до Давид-Городка в 06:30. Успели. Оттуда уехали домой. В Мозыре были в 17:15.

Итог: масса положительных впечатлений от болот и полигона. Рекомендую. Мы туда ещё обязательно сходим!

Предупреждение: любители водного туризма — помните! Во Льве может и не оказаться воды в сухой год :). И будет ваш поход пешим!


                                                                                                               Михаил Радивончик
tk.orientir@gmail.com

 Дополнение:

После неспешных поисков выяснили что ещё «служило» на полигоне:

604A3576D88A-68

Артиллерийский тягач средний АТС-59


A53AF046CD39-68

Лёгкий артиллерийский тягач АТ-Л