Опыт реальной эвакуации пострадавшего в условиях зимнего похода.
Ходим в походы не первый год, готовились, читали, участвовали в соревнованиях, но с тяжёлой травмой в походе столкнулись впервые. И теперь, когда всё позади… я считаю, мы оказались готовы. Пусть скорости реакций были не соревновательные, но реальная ситуация даёт гораздо больше вариантов действий и в реальности надо принимать безошибочные решения.
Действующие лица: команда из шести человек: Миша, Настя, Дима, Лёша, Борис, Лена. Помогающие из Мозыря: Гаврил и Наташа.
Исходные данные и развитие ситуации:
Лыжный поход 1 к.с. по Карпатам. Маршрут планировался с движением по хребтам. Третий день пути. Погода карпатская: небольшой мороз, туман, видимость до 300 метров. Склон открытый, пологий, крутизна 10-15°. Ветер несильный, но противный.
Двигаясь последней, Лена упала. Упала очень неловко, на её крик развернулся и подошёл Дима. По окрику Димы группа развернулась, собралась у лежащей Лены. И без расспросов было видно: Лене больно, встать не может из-за острой боли в левом бедре. Переложили на коврик, укрыли пуховкой.
Расспросили, делаем первые выводы: Лену необходимо минимально «кантовать», нужна защита от ветра и обезболивающее. Из лыж и тента от палатки соорудили «забор».
Сначала дёрнулись ставить палатку ниже, на крутом, заросшем лесом склоне, даже нашли площадку, но вовремя сообразили, что лучше вернуться назад (туда, откуда мы пришли) метров на 100 и стать на лесной дороге. Там ветра не было, площадку быстро подготовили, палатку поставили. Надо перевозить Лену. Из лыж соорудили волокуши, попытались поехать. Возникли небольшие проблемы: при укладке на волокуши в бедро впиваются крепления, и это при толстом коврике! Чуть сдвинули пострадавшую, всё стало хорошо. При попытке тянуть за носки лыж стало тревожно за эти носки. Дополнительно завели верёвки за крепления. Стало надёжней. Потянули: двое впереди (точка крепления — носки лыж), двое по бокам (точка крепления – крепления).
Подошли к палатке, на коврике втащили Лену, В палатке включили газовую лампу – тепло и свет, на газовой горелке приготовили горячего чая.
Настя произвела осмотр. Небольшой отек, температуры нет, при попытке двигать ногой — боль. Сесть медленно можно. У Лены, находящейся в покое, боли практически нет.
Готовим ужин, ужинаем, и обсуждаем-обсуждаем: что и как делать. Обсуждения продолжили в палатке. Проверили наличие мобильной связи: есть связь! Настя связалась с хирургом «своего» роддома. Обсудили проблему. Мнение хирурга – перелом очень маловероятен, скорее вывих в бедре.
Обсуждали даже «а может, отлежится?». Но чувствую – надо выбираться, чем скорей, тем лучше, а поскольку Лена чувствует себя неплохо, выбираться надо сразу домой, в Мозырь.
Связался с домом для решения следующей проблемы: как выйти по кратчайшему пути. Карта у меня под маршрут, соседнего листа не брал. ЧП произошло почти на «краю» карты. Находясь в Мозыре, Гаврил быстро в ситуацию «въехал», необходимый лист карты нашёл, выкачал, дал консультации. Обсудили отъезд: Гаврил нашёл в сети телефоны, по которым можно заказать «маршрутку» из Славска. Наташа уточнила расписание поездов из Львова, перезвонила нам.
Утром готовим завтрак, собираемся. Лена чувствует себя хорошо. Из моих лыж и из примусных-снежных пластин готовим волокуши. Снимаем внутренние щёчки креплений, на внешних, оставшихся щёчках закрепляем верёвки. В пятках лыж пробиваем дырки, для крепления «тормозных» верёвок.
Решаем текущие проблемы: готовим Лену к транспортировке (утепляем и защищаем от снега), прикидываем, что делать с вещами Лены, как и каким порядком двигаться.
Идём пешком. Впереди я с Димой, сзади идёт Борис. В сторону деревни сбегали сразу после завтрака, посмотрели путь до начала спуска, вроде всё несложно: дорога – спуск на полонину – подъём по полонине – спуск по вырубке на дорогу, уходящую к селу Либохора. На полонину мы вчера выходили всей группой, ещё до ЧП, ошибся я в навигации, пропустил поворот. Интересно, что практически на том повороте всё потом и произошло.
Немного ошиблись с организацией «упряжи»: необходимо было сразу увязать всё так, чтобы впереди шли двое «цугом». Мы же увязали «двое рядом», а идти надо было по лыжне, пришлось перевязываться на ходу. Оставшиеся Настя с Лёшей собирали лагерь и в несколько ходок выносили все рюкзаки к спуску на вырубку.
А мы двигаемся по дороге, на пологой её части тянуть волокуши может и один, идущий по лыжне.
Проблема только одна – иногда проваливаешься, и глубоко, и выползаешь на коленках. Дошли до первого спуска, втроём спустили волокуши нормально. Всё получается достаточно спокойно. Выходим на полонину и начинаем затяжной подъём. На подъёме тяжело даже двоим, проваливаемся иногда по пояс.
С перекурами выходим на высшую точку полонины и начинаем спуск. Здесь уже всё просто, Диму, идущего первым, иногда даже приходится придерживать.
Дальше к дороге волокушу с Леной выводят Дима, Борис и Настя с рюкзаками. Я и Лёша сначала пытаемся переносить оставшиеся рюкзаки и лыжи, а потом решаем собрать ещё одну волокушу для рюкзаков. Но не всё так просто, как с волокушей, сбитой гвоздями! Волокуши, связанные за носки лыж, стремятся развернуться «веером». Рюкзаки сползают, цепляясь за снег и ветви кустарников. Пока носки не закрепили поперечиной и не подвязали лыжи в районе креплений — только и делали, что останавливались и укладывали вещи. Потом всё поехало хорошо.
Нагнали наших, они сидели перед селом, нас ждали.
Спускаемся дальше. У одного из домов останавливаемся, просим кипятку, завариваем чай, обед-перекус. Созваниваюсь с таксистами, договариваемся, через 20-30 минут они обещают подъехать. Спускаемся к дороге. Ждём. Через 40 минут подъехал Форд-Транзит, водитель с другом. Приехали вдвоём, т.к. боялись чего-то нехорошего, но приехали.
Грузимся, волокушу не разбираем. Едем, дорога по селу ещё ничего, а дальше просто отвратительная, и это к одному из крутых горнолыжных курортов! На ней даже асфальта нет! Но потом это безобразие кончилось, и выехали на трассу. Прибыли во Львов к вокзалу. Разгружаемся, расплачиваемся, вылавливаем насильника носильщика, и Лена с эскортом отбывает в зал ожидания.
Перемещаемся за ней. Билеты есть до Лунинца. Хорошо. Созваниваюсь с Мозырем, заказываю машину к поезду. Перепаковываемся — упаковываемся. На тележке носильщика выносим Лену к поезду. Не знаю, как устроены медицинские поезда, но в пассажирский поезд внести пострадавшего очень непросто! Сначала ступеньки, затем поворот! Втаскиваем в вагон на ковриках. Укладываем на нижнюю полку. Всё, поехали! Ужинаем. Но в час ночи в вагон вваливаются пассажиры и требуют от Лены убраться на верхнюю полку! Наши просьбы, с объяснениями, игнорируют напрочь. Перекладываем Лену наверх. Уроды заткнулись. Может, поняли, что мы их не разыгрываем — и совесть шевельнулась?
Выгружаемся в Лунинце, прощаемся с Борисом, загружаемся в машину и едем в Мозырь, прямо в приёмный покой. Сдаём её врачам и отцу (отец тоже медик).
Через пару часов неожиданное сообщение – перелом шейки бедра. Лена потом рассказывала, что врач в приёмном тоже был удивлён, он предварительно тоже диагностировал вывих.
С момента травмы до прибытия в приёмный покой прошло около 40 часов. Всё закончилось благополучно. После операции нога выглядит так:
Лена чувствует себя хорошо. Восстанавливалась полгода. Не может пока бегать. Это можно будет делать после операции по удалению «железа» из ноги.
Какие можно сделать выводы? Что мы обсуждали?
- Как были научены, двигались в пределах голосовой связи и видимости. Это позволило максимально оперативно приступить к оказанию помощи. Если бы Лена не смогла окликнуть товарища, как скоро мы бы заметили её отсутствие?
- Первую помощь оказывали медики-профессионалы. Их в группе было два: Лена и Настя. И один из них получил травму! Аварийная медицина не является профессией ни у одной. Но обе ходят в походы и имеют опыт подготовки медика к походу. Они профессионально обсудили, что и как делать. Это, конечно, сняло с остальных членов команды проблему оказания первой помощи. А если бы их не было? Вот-вот, готовиться к походам надо. Всем. Учиться и получать начальную медицинскую подготовку.
- Связь (мобильная, спутниковая) с «большой» землёй. Это, конечно, очень желательно, но не всегда доступно. В нашем случае наличие связи выручило сильно. Удалось уточнить оптимальный путь выхода, получить телефоны таксистов и вызвать их.
- Страховка участников. Вопрос серьёзный. И в большинстве случаев замалчиваемый из-за неких суеверий. А ведь всё не так и сложно: в случае ЧП необходимо выполнить процедуру извещения страховой компании, оформить необходимые документы. Некоторые страховые компании гарантируют эвакуацию вертолётом. В этом случае нужна связь (мобильная, спутниковая). Прекрасно, если страховка осталось неиспользованной, и денег на неё жалеть не надо. Ну а если произошло ЧП, то будет и материальное возмещение. У нас не было страховок, а лечение Лены стоило совсем не дёшево.
- Выбор оптимального пути отхода – важно рассчитать, как проще и короче.
- Карпаты интересный регион: на хребте – снег, и много (на высотах 800 м и выше), а спускаешься ниже (метров на 150-200) – снега заметно меньше. Это позволило после спуска с полонины спокойно выходить пешком по дороге. А если бы снега было много? А одна пара лыж ушла в волокуши. Как быть? Пришлось бы делать волокуши из ковриков, и выходить на лыжах. И в зависимости от сложности и длины выхода пришлось бы выбрасывать снаряжение, продукты и личные вещи. В такой ситуации важнее выносить пострадавшего, и как можно скорее.
- Со «скорой помощью» решили не связываться, т.к. ситуация у нас была под контролем. В подобном случае надо быть готовым к тому, что перевозка пострадавшего «немедицинским» транспортом весьма проблематична. Мы сразу ставили целью найти машину, которая нас доставит прямо к поезду. Это удалось, и траты себя оправдали. Загрузка в поезд – отдельная неудобица с лежачим больным.
- Хорошо сработал скотч сантехнический (серый, на армированной пластиковой основе). Использовался для вспомогательного закрепления пострадавшей и груза на волокушах. Клеился и держал на морозе и на мокрых поверхностях.
Михаил Радивончик
Комментариев нет