Прекрасная и неуютная Стырь и другая Припять.

Идея посетить эту реку витала в воздухе. Были уже исхожены ближайшие к нам притоки Припяти: Уборть, Ствига, Льва, а дальше всё никак, не хватало времени. И даже в этом году это был один из вариантов. Каплей перевесившей стала погодная новость середины июня: «Вода находится на пойме только на притоке Припяти реке Стырь у деревни Лопатино». Значит  вода в реке будет, идём. Нас 4 человека (Михаил, Наталья, Лев и Олег), 2 лодки Т-3 и Т-2.

СТЫРЬ, река на ЮЗ Украины и на Ю Беларуси, правый приток Припяти.  Длина 494 км.

Пл. водосбора 12,9 тыс. км2

Среднегодовой расход воды в нижнем течении 49,5 м3/с.

Общее падение реки 122,5 м. Начинается на высоте 259 м над уровнем моря на склонах холмистого массива Вороняки в границах Подольской возвышенности, за 3 км на ЮВ от д. Голубица Бродовского района Львовской обл., протекает по Полесской низменности по Ровенской и Волынской  обл., в границах Беларуси н протяжении 70 км по Пинскому и Столинскому р-нах. Впадает в Припять двумя рукавами: левый, более многоводный, Простырь, длина 21 км, устье за 1,5 км на Ю от д. Великие Диковичи Пинского р-на; правый рукав длиной 70 км, впадает за 64 км от устья Простыри ниже по течению Припяти, за 1 км на ЮЗ от  д. Березцы Столинского р-на. Основные притоки: Сланивка, Иква, Конопелька, Кормин, Стубла І-я на Украине 1 Стубла 2-я на Беларуси (справа), Липа, Черногузка, Акинка (слева, все на Украине). Долина трапециевидная, в верхнем течении узкая, глубоковрезанная, ширина 0,2-0,3 км, Внижнем течении сливается с долиной Припяти. Пойма цельная, двухсторонняя, в нижнем течении ширина до 2 км. Русло умеренно извилистое, в среднем течении в отдельных местах канализованное, ширина в верхнем течении 2-10 м, в нижнем 30-50 м. Наивысший уровень паводка в нижнем течении в начале марта, средняя высота над меженным уровнем 1,3-1,5 м; Замерзает в конце декабря-начале января, ледолом в 1-2 декаде марта. Весенний ледоход в среднем 1-2 суток. Судоходная от г. Луцк (312 км от устья). Блакітная кніга Беларусі (водныя аб'екты Беларусі) энцыклапедыя 1994

Транспортная логистика:

Мозырь – Калинковичи: такси, т.к. багажа много, а машину оставлять у вокзала стрёмно. Заранее заказали бус, к 01:00 он приехал (28 рублей на четверых).

Калинковичи – Пинск: поезд Полоцк – Брест, плацкарт, прибытие в 06:40. (16 рублей с багажом и постелью).

Пинск – дер. Ласицк: такси. Автовокзал в Пинске рядом, но автобус на Ласицк уехал за 20 минут до прибытия нашего поезда. Следующий в районе 15:00. Пришлось искать варианты: выяснилось, что минивэнов и микроавтобусов в такси Пинска нет. Пришлось тратить 90 рублей на всех (2 машины).

Станция Припять – Лунинец: дизель-поезд в 23.30, в Лунинце в 23.45. Получилось бесплатно. Билеты на станции не продавали, в вагоне кондуктора не было.

Лунинец – Калинковичи: билеты были только на 02:50, прибыли в Калинковичи 05:56. (16 рублей с багажом и постелью).

Калинковичи – Мозырь. Такси, подождали минивэн и заплатили на всех 28 рублей.

На маршруте:

День первый. Приехали в Ласицк, за пару километров пост пограничников – въезд в погранзону и погранполосу, проверка паспортов. Изначально планировали начать сплав от дер. Ладорож, но она в погранполосе, а в полосу надо заказывать пропуск, на это уже не хватало времени.

Остановились сразу за первым (!) мостом. Сплавляться планировали по этому рукаву – он более полноводный. Кругом ольховый лес, байдарки собираем под мостом. Заметно, что вода упала недавно.

Во время сбора раздалось тарахтение лодочного мотора, и туда-обратно проехал рыбак с дорожкой и это на реке в 15 метров. Был удивлён. Но это оказывается особенность этой реки – рыбаки с дорожкой, потому как с берега ловить здесь гораздо сложнее (за отсутствием оного).

Собрались, вышли на воду, за первым поворотом – маленький песчаный пятачок, явно используемый для спуска лодок. У домов тоже привязаны деревянные лодки. Можно было бы стартовать отсюда. С космоснимка просматривается, будем знать.

Река красивая, течение уверенное, глубины от 1,5 метров и больше. Вообще за время похода не было ни одной мели! Много желтых и белых кувшинок. Много затончиков и притоков. Много белых цапель, реже черные, ещё меньше аистов. На второй день от нас уходила пара лебедей с выводком – удрали от нас в боковой приток.

Вода на удивление чистая, слегка желтоватая. Эффекта заваренного чая нет и в помине. Температура – комфортная для купания.

Первый час идём, второй, и повисает вопрос: «А где берега?». С берегами у Стыри интересно. На всём протяжении все берега сильно заросшие травой, тростником и кустами. Причём трава в этом болотном краю мне по плечи. Тростник до 5 метров. Из-за всего этого берег зачастую и не виден. Пытаешься выйти – а там болото.

Где берег виден: на поворотах реки, на обрывах, но это в основном слои черной почвы с небольшими песчаными прожилками. И пристать к таким берегам невозможно, и выбираться наверх к тростникам и кустам смысла нет. К тому же все высокие берега изрыты бобрами и выдрами. И ещё везде комары и оводы.

Остановились на обед у небольшого песчаного выступа, вытоптали траву, с сухих деревьев добыли дров, пообедали. Мимо проехали вверх-вниз рыбаки на резиновой моторке. После обеда часовой ливень – натянули тент, даже задремали.

Пошли дальше – уже внимательно следя за берегами, отмечая места возможных стоянок и ночёвок. Остановились под большим дубом (дубы здесь — редкость), судя по остаткам мусора – рыбаки здесь редко, но останавливаются. Площадки ровно под две палатки – всё остальное или в норах, или в кустах и осоках. Даже костёр, прогорев, начал проваливаться в нору. Место стрёмное из-за молниеопасности, но грозы не случилось, иначе пришлось бы искать другое место.

День два. Спали до 08:00. Вышли в 10:00. Дуб создавал огромную тень закрыв нас от поднимавшегося солнца. Даже когда уходили, под дубом ещё была роса. Мимо, пока спали, прошли две моторки с дорожками.

Идём дальше, характер реки не изменился. Тростники, притоки и разводья, заросшие кувшинкой, цапли, лебеди, утки.

Пришли к дер. Лопатин. Здесь две площадки для спуска лодок рыбаков, пляжик (!), молодёжный экипаж сбегал в магазин за мороженым, можно заправиться водой из колодца. Обедать рано, ушли ниже за автомобильный мост, обед на небольшом песчаном участке берега.

Идём дальше. Характер берегов изменился: обрывы с тростником сменились сплошным кустарником, изредка сменяемые темным, заросшим травой ольховником. Встреченный рыбак подсказал, что ниже есть место выгрузки лодок на лугу. Дошли, выход на берег заилен и не очень удобен для выноса лодок, но время уже останавливаться на ночёвку. Место занятное: луг, большей частью скошенный, несколько машин и всё. Дров добыли по кустам, рыбаки потихоньку уехали. Жаловались, что вода упала почти на метр. Но нам воды хватает, нам не хватает мест размять ноги и для ночёвок. Вечером стало прохладнее, купались, вода парит, течение уверенное, дно по центру песчаное.

День три. Утром Наташа наколдовала оладьи, мы уже частично сняли лагерь и тут дождь! Установили тент на вёсла, закончили завтрак. В прогнозе «временами дождь». Дождик сошёл потихоньку почти на нет. Пакуемся, выходим на воду. И тут полило, берегов для выхода нет, идем под хорошим дождём. Через 1,5 часа дошли до дамбы у дер. Гривковичи. Напротив насосной есть места для спуска лодок, места для лагеря. Поставили тент, развели костёр, обсушились и отобедали. Дождь закончился. Тучи начали разбегаться.

Уходим дальше. Река становиться заметно шире, один за другим идут широкие плёсы.

Пришли к дер. Вуйвичи. Тоже место выгрузки лодок. Явно строится агроусадьба. Уходим дальше, за автомобильным мостом река становится большой с огромными плёсами. Подходим к дер. Гольцы, остановились на ночёвку за разрушенным деревянным мостом у большого затона. Стояли явно на старой дороге, ведущей к этому мосту, т.к. колышки для палатки с большим трудом входили в землю.

День четвёртый. Погода солнечная, уходим дальше. Большие плёсы, появились места на берегу для выхода или лагеря. Люди стоят стационарными лагерями. Выходим в Припять. Напротив устья Стыри – большой пляж с отдыхающими и мы наивные подумали: это Припять, здесь пляжей много. Ага. Берега заросшие тростником, кустами, ольхой. Места редки и в большинстве они доступны с берега, потому засижены. Моторок много. У дер. Березцы большое боновое заграждение у левого берега, напротив открытый берег – остановились размяться и перекусить. Через час остановились на обед тоже на правом открытом берегу на обед. Моторки потихоньку тянутся вверх.

Мы уходим вниз по течению под попутным ветром. Приходим к Стахово. Здесь находится гидроузел №12 «Стахово» с шлюзом и плотиной. Уходим влево к шлюзу. Удалось договориться о прохождении шлюза. Перепад уровней 2,6 метра. Процедура не быстрая, но через 40 минут мы вышли в нашу Припять! С песчаными пляжами, высокими берегами и дубами.

Идём к железнодорожному мосту, попутно заходим в устье реки Бобрик, помочили руки в его воде. Вход в затон почти из-под моста, затон большой и порт здесь был очень большой. От порта остался гигантский причал и насыпь ж.д. ветки. В дальнем левом (по ходу) углу затона выходим на берег, собираемся и делаем рывок на станцию. До станции 1 км.

На станцию выходим к 21:30. Станция досмотренная и ухоженная, но людей (персонала и пассажиров) – нет. Двери все закрыты, роллеты на окнах опущены. За одним из зданий есть колонка с водой. На примусе ужинаем. С реки к дизелю на 23:29 подходит рыбак. Дохали безбилетниками.

Итог: буду ли я рекомендовать реку Стырь к прохождению – буду. Рекомендую, река своя собственная, не похожая на Уборть и Ствигу. Но имейте ввиду – мест для ночевки, определяемых с воды – мало. Как вообще, например, выглядит пойма реки в паводок – страшно представить.

Итого 86 км.

Пойду ли я ещё – нет. Но хотя с хорошей компанией – да.

БОЛЬШЕ ФОТО — ЗДЕСЬ.

Михаил Радивончик