Небольшая заметка об использовании воздушного змея в качестве паруса в походе по Белому морю.
В водных походах я часто задумывался об устройстве для перемещения байдарки или катамарана силой ветра. Требования к такому устройству были следующими — низкий вес, отсутствие необходимости в доработке лодки (потому что будет использоваться на каркасных и надувных байдарках, а так же сплавном кате), минимум места в упакованном виде, должно обеспечивать без гребли скорость 5-7 км/ч по гладкой воде. Лавировка и хождение против ветра не нужны. Распространенные конструкции из подручных курток, ковриков и тентов сложны в сборке и управлении и редко дают необходимую скорость, полномасштабные парусные решения дорого стоят, занимают много места, прилично весят и требуют доработки лодки напильником.
В итоге, рассмотрев разнообразные варианты, описанные в интернете, остановился на воздушном змее. Этот вариант привлекал своей простотой и ничтожным весом. В ходе изучения буржуйских сайтов и форумов (в рунете, к сожалению, эта тема не освещена абсолютно, не считая пары роликов и страшных рассказов о попытке прицепить четырехстропный кайт к кату) выяснилось, что в основном для буксировки каяков используются одностропные парафойлы различной площади и конструкции.
В этом году был куплен и опробован в походе на Белом море небольшой змей, площадью 0.75 м2. Что получилось в итоге:
— при ветре ~1 м/c змея достаточно трудно запустить, но стоит поднять его метров на 30 и он уже летает более-менее стабильно. Проблема запуска решалась следующим образом – становились спиной к ветру и пока один греб назад второй запускал змея. Скорость груженой байдарки с экипажем в 2 человека (общая масса людей, лодки и груза около 200-220 кг) составляла 2-3 км/ч
— при ветре 1.5-2 м/с запуск проблем не представляет, скорость 4-4.5 км/ч при попутном ветре. При попытке при таком ветре грести змей начинал падать.
— ветер 2-3 м/c. Запуск без проблем, змей сам рвется из рук. Скорость 5-6 км/ч, один человек в байдарке может грести, змею летать это уже не мешает. Посадка змея требует определенных физических усилий.
Наличие руля позволяет идти не только строго по ветру, но и под углом до 30-40 градусов к нему, дальше начинается сильное падение скорости.
Немного технических деталей. Схему крепления подсмотрел у буржуйских сиякеров.
Вспомогательная веревка крепится к лодке, шнур от змея идет к катушке, которую жена держала в руках. Такой вариант улучшает тяговые свойства змея и безопасность его использования.
Змея лучше брать из ткани, которая не намокает. Наш (Sutton Flow Form 8) сделан из силиконки, поэтому без проблем взлетает даже после падений в море, достаточно было просто стряхнуть воду. Шнур — дакрон 150 (~90 кг на разрыв), чем больше змей, тем прочнее нужна веревка. Катушка — пластиковое кольцо. Все вместе с пересылкой (заказывал в штатах, у нас не продают) обошлось в 120 баксов. Змей+катушка+веревки+страховочные стропы с карабинами в сумме весят 700 г.
О безопасности. Шансы перевернутся при внезапном боковом порыве ветра со змеем гораздо меньше, чем с обычным парусом. Зато в случае переворота вы оказываетесь в худшем положении – змей продолжит тянуть лодку даже в перевернутом виде и если вы не пристегнуты к ней, то поймать ее будет весьма затруднительно. Так что при хождении под змеем надо пристегиваться к лодке. Мы использовали стропы с вспомогательными карабинами (без муфты) длинной 1 м, которые одним концом (с петлей) крепились к каркасу лодки, вторым (с карабином) к спасжилету. Еще не помешает иметь плавучий якорь и стропорез.
По итогам испытаний могу сказать – система работает, но для двухместной груженой байдарки надо брать змея раза в два больше.
Полезные материалы при изучении вопроса (все на английском):
http://www.sit-on-topkayaking.com/Articles/SurfSail/KiteSailing.html
http://www.windpowersports.com/kites/single/kayak-kites.html
http://www.akff.net/wiki/index.php?title=Kayak_Kite
Комментариев нет